ЗИ́НГШПИЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗИ́НГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – игра), нем. и австр. разновидность оперы, как правило, комедийного характера с разговорными диалогами. Сев.-нем. З. сложился в 18 в. под влиянием англ. балладной оперы, первоначально как драматич. спектакль с муз. вставками нар.-песенного характера (первый образец – «Чёрт на свободе» И. К. Штандфуса, 1752, представлял собой обработку балладной оперы). Воздействие франц. и итал. оперы сказалось на зингшпилях И. А. Хиллера («Лотхен при дворе», 1767; «Охота», 1770), Й. А. Бенды («Ярмарка», 1775; «Ромео и Юлия», 1776; «Дровосек», 1778), К. Г. Нефе («Аптека», 1771; «Раёк Амура», 1772). Этапом на пути к нем. нац. оперному стилю стал «серьёзный» зингшпиль И. Хольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург» (пост. на придворной сцене в Мангейме в 1777), высоко оценённый В. А. Моцартом. Ряд текстов З. для постановок придворного театра в Веймаре принадлежит И. В. Гёте. Близкая З. разновидность муз.-театрального представления – лидершпиль [«Любовь и верность» (1800), «Искусство и любовь» (ок. 1803) И. Ф. Рейхардта].
Становление австр. З. тесно связано с воздействием итал. комедии дель арте, отчасти франц. комич. оперы, но более всего с традициями нар. австр. импровизированной комедии (в т. ч. с пародийными спектаклями театра марионеток, для которых писал музыку, в частности, Й. Гайдн), с деятельностью актёров старовенской комедии (Й. Ф. Курц-Бернардон, Г. Прехаузер, Й. Страницкий, выступавший в образе Гансвурста). Для Курца-Бернардона Й. Гайдн написал свой З. «Хромой бес» (1751). Австр. З. отличается от немецкого более развитой драматургией: усилены вокальные и оркестровые партии, расширены функции ансамблей (особенно в финалах) – эти тенденции претворены в зингшпилях И. Умлауфа («Рудокопы», 1778), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786), В. Мюллера («Чёртова мельница», 1799). Расцвет жанра связан с творчеством В. А. Моцарта: большое влияние на развитие австро-нем. оперной культуры оказали его «Похищение из сераля» (1782), а также «Волшебная флейта» (1791) – новаторское сочинение, насыщенное сложной социальной и филос. проблематикой, предромантич. идеями. Моцартовские традиции нашли продолжение в сочинениях Ф. Шуберта, К. М. фон Вебера, А. Лорцинга, О. Николаи. Путь развития З. вёл и к венской оперетте И. Штрауса (сына) и его последователей. В 20 в. черты З. возродились в жанрах мюзикла, зонгшпиля (напр., у К. Вайля).