Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПОЛИФО́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 702

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

ПОЛИФО́НИЯ (от поли... и греч. φων – звук), 1) вид мно­го­го­ло­сия, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны рав­но­пра­вие го­ло­сов, не­сов­па­де­ние в раз­ных го­ло­сах ка­ден­ций, це­зур, куль­ми­на­ций, ак­цен­тов и др. 2) Ос­но­ван­ная на этом ви­де мно­го­го­ло­сия об­ласть муз. иск-ва («по­ли­фо­ни­че­ская му­зы­ка»). В раз­ви­тых по­ли­фо­нич. фор­мах (выс­шая из ко­то­рых – фу­га) гл. «строи­тель­ной еди­ни­цей» яв­ля­ет­ся те­ма – смы­сло­вое и струк­тур­ное муз. це­лое. По­втор­ные про­ве­де­ния те­мы обо­га­ща­ют­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем ими­та­ци­он­но-кон­тра­пунк­ти­че­ских (ими­та­ция, стрет­та, слож­ный кон­тра­пункт) и то­наль­но-гар­мо­ни­че­ских (пе­ре­гар­мо­ни­за­ция, мо­ду­ля­ция) средств. На­чи­ная с эпо­хи ба­рок­ко ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся раз­ра­бо­точ­ное раз­ви­тие.

Эле­мен­ты П. за­мет­ны в фольк­ло­ре раз­ных ев­роп. и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов. В ис­то­рии проф. ев­роп. му­зы­ки раз­ли­ча­ют: П. Сред­не­ве­ко­вья (9–14 вв.), П. Воз­ро­ж­де­ния (15–16 вв.), П. Но­во­го вре­ме­ни (с 17 в.). Пер­вые об­раз­цы мно­го­го­ло­сия, со­хра­нив­шие­ся в трак­та­тах 9 в., пред­став­ля­ют со­бой ор­га­нум. Выс­шие дос­ти­же­ния по­ли­фо­нич. иск-ва Сред­не­ве­ко­вья – мо­тет, дис­кант, кон­дукт (см. так­же в ст. Арс ан­тик­ва). Ис­то­рич. зна­че­ние в П. это­го вре­ме­ни име­ют ос­вое­ние рит­мич. кон­тра­ста го­ло­сов, опы­ты ис­поль­зо­ва­ния ими­та­ции, ка­но­на, воз­ник­но­ве­ние ос­ти­нат­ных форм (см. Ос­ти­на­то). Пе­ри­од арс но­ва, пе­ре­ход­ный от Сред­не­ве­ко­вья к Воз­ро­ж­де­нию, оз­на­ме­но­ван рос­том зна­че­ния свет­ских жан­ров (мад­ри­гал, кач­ча, рон­до и др.), при­ме­не­ни­ем изо­рит­мии, прак­тич. и тео­ре­тич. (Фи­липп де Вит­ри) раз­ра­бот­кой разл. форм го­ло­со­ве­де­ния. Круп­ней­шие мас­те­ра сред­не­ве­ко­вой П. – Ф. Лан­ди­ни, Г. де Ма­шо. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния иск-во П. рас­цве­та­ет в Анг­лии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Ита­лии, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, Че­хии, Поль­ше; это т. н. эпо­ха стро­го­го пись­ма (или стро­го­го сти­ля), нор­мы ко­то­ро­го оп­ре­де­ле­ны Дж. Цар­ли­но. По­ли­фо­нич. ком­по­зи­ции со­чи­ня­лись пре­им. для хо­ра а ка­пел­ла (соз­да­ва­лось не­ма­ло со­чи­не­ний с уча­сти­ем ин­ст­ру­мен­тов или ин­ст­ру­мен­таль­ных, но раз­ви­тие ин­ст­ру­мен­таль­ных форм как са­мо­сто­ят. об­лас­ти П. от­но­сит­ся к 17 в.). Осн. жан­ры – мес­са, мо­тет, мад­ри­гал, ду­хов­ные и свет­ские пес­ни. Мас­те­ра стро­го­го сти­ля вла­де­ли все­ми сред­ст­ва­ми кон­тра­пунк­та, раз­ра­бо­та­ли прак­ти­че­ски все фор­мы ими­та­ции и ка­но­на, ши­ро­ко поль­зо­ва­лись по­ли­фо­нич. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (об­ра­ще­ние, ра­ко­ход, уве­ли­че­ние, умень­ше­ние). Стро­гое пись­мо опи­ра­лось на сис­те­му диа­то­нич. мо­даль­ных ла­дов (см. Мо­даль­ность, Цер­ков­ные ла­ды). Те­ма­тич. ос­но­вой был гри­го­ри­ан­ский хо­рал, од­на­ко ис­поль­зо­ва­лись и свет­ские ме­ло­дии. В 15–16 вв. са­мой пред­ста­витель­ной бы­ла ни­дер­ланд­ская шко­ла (Г. Дю­фаи, Ж. Бен­шуа, Й. Оке­гем, Жос­кен Де­пре, О. ди Лас­со, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Об­рехт, Я. Ар­ка­дельт и др.). Во 2-й пол. 16 в. ве­ду­щее по­ло­же­ние за­ня­ла итал. му­зы­ка: рим­скую шко­лу воз­глав­лял Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, его тра­ди­ции про­дол­жа­ли ис­пан­цы Т. Л. де Вик­то­рия, К. де Мо­ра­лес; ни­дер­лан­дец А. Вил­ларт стал ос­но­во­по­лож­ни­ком ве­не­ци­ан­ской шко­лы, рас­цвет ко­то­рой свя­зан с А. Габ­рие­ли и Дж. Габ­рие­ли. Ос­вое­ние вы­ра­зи­тель­но­сти хро­ма­ти­ки в со­чи­не­ни­ях К. Дже­зу­аль­до и Л. Ма­рен­цио де­ла­ет их про­воз­ве­ст­ни­ка­ми ба­рок­ко.

П. эпо­хи ба­рок­ко и 18 в. име­ну­ет­ся «сво­бод­ным сти­лем», для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на воз­рос­шая ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция ав­тор­ских ма­нер. Пре­об­ла­да­ние ин­ст­ру­мен­та­лиз­ма сти­му­ли­ро­ва­ло раз­ви­тие хо­раль­ной об­ра­бот­ки, по­ли­фо­ни­че­ских ва­риа­ций (в т. ч. пас­са­ка­лии), а так­же фан­та­зии, ток­ка­ты, кан­цо­ны, ри­чер­ка­ра, из ко­то­рых к сер. 17 в. сфор­ми­ро­ва­лась фу­га. Ла­до­вой ос­но­вой П. ста­ла клас­сич. функ­цио­наль­ная сис­те­ма ма­жо­ра и ми­но­ра. Слия­ние П. с ак­кор­до­вой гар­мо­ни­ей в прак­ти­ке ге­не­рал-ба­са, при­вле­че­ние то­наль­но-гар­мо­нич. раз­ви­тия, взаи­мо­дей­ст­вие по­ли­фо­ни­че­ских (фу­га и др.) и го­мо­фон­ных (ста­рин­ной 2-ча­ст­ной, кон­церт­ной) форм от­кры­ли пер­спек­ти­вы даль­ней­ше­го об­нов­ле­ния П., осн. тен­ден­ции ко­то­ро­го скон­цен­три­ро­ва­лись в твор­че­ст­ве И. С. Ба­ха и Г. Ф. Ген­де­ля. В му­зы­ке Ба­ха П. дос­тиг­ла выс­шей точ­ки сво­его раз­ви­тия. Мас­те­ра вен­ской клас­си­че­ской шко­лы срав­ни­тель­но ред­ко пи­са­ли са­мо­сто­ят. по­ли­фо­нич. со­чи­не­ния, но их зна­че­ние ве­ли­ко: они но­ва­тор­ски при­ме­ни­ли П. в сим­фо­нии, со­на­те и др. фор­мах, ис­поль­зо­ва­ли по­ли­фо­нич. сред­ст­ва (ими­та­ция, ка­но­ни­че­ская се­к­вен­ция и др.) для раз­ра­бот­ки ма­те­риа­ла в раз­ра­бо­точ­ных раз­де­лах, соз­да­ли сме­шан­ные го­мо­фон­но-по­ли­фо­нич. фор­мы и др.

В эс­те­тич. сис­те­ме ро­ман­тиз­ма П. об­ре­ла не­свой­ст­вен­ную ей ра­нее экс­прес­сию, рас­ши­ри­лись пред­став­ле­ния о по­ли­фо­нич. те­ма­тиз­ме (пе­сен­ный у Ф. Шу­бер­та, под­чёрк­ну­то ин­ст­ру­мен­таль­ный на ак­кор­до­вой ос­но­ве у Ф. Лис­та, А. Брук­не­ра), уси­ли­лось влия­ние прин­ци­пов го­мо­фон­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в фу­гах. Об­рат­ная тен­ден­ция свя­за­на с на­ме­тив­шей­ся ещё в 18 в. по­ли­фо­ни­за­ци­ей го­мо­фон­ной фак­ту­ры (Р. Шу­ман, Р. Ваг­нер и др.).

В проф. рус. му­зы­ке са­мо­быт­ные по­ли­фо­нич. фор­мы раз­ви­ва­лись в 17 – 1-й пол. 18 вв. (пар­тес­ный кон­церткант и др.). Ос­но­вы клас­сич. рус. П. за­ло­же­ны М. И. Глин­кой, ко­то­рый со­че­тал тра­ди­ции нар. под­го­ло­соч­ной П. и проф. рус. П. (М. С. Бе­ре­зов­ский, Д. С. Борт­нян­ский) с опы­том зап.-ев­роп. по­ли­фо­нич. куль­ту­ры. В рус. му­зы­ке 19 – нач. 20 вв. П. от­ли­ча­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем ти­пов ме­ло­ди­ки (кан­ти­ле­на в ка­но­нах Глин­ки, А. П. Бо­ро­ди­на), сим­фо­нич­но­стью форм (П. И. Чай­ков­ский), тя­го­те­ни­ем к мо­ну­мен­таль­но­му сти­лю (А. К. Гла­зу­нов, С. И. Та­не­ев), не­обыч­но­стью форм при­ме­не­ния (М. П. Му­сорг­ский и др.). Тра­ди­ции рус. П. по­лу­чи­ли ши­ро­кое раз­ви­тие в сов. му­зы­ке (Н. Я. Мяс­ков­ский, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич и др.).

Уси­ле­ние зна­че­ния П. ха­рак­тер­но для все­го 20 в. Оно вы­ра­жа­ет­ся в час­том об­ра­ще­нии к фу­ге, по­ли­фо­нич. ва­риа­ци­ям, вклю­че­нии по­ли­фо­нич. или по­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ных час­тей в со­нат­но-сим­фо­нич. цикл, сюи­ту, кан­та­ту, опе­ру. Ин­те­рес к слож­ной поли­фо­нич. тех­ни­ке сти­му­ли­ро­вал нео­клас­си­цизм (И. Ф. Стра­вин­ский, П. Хин­де­мит). Муз. язык П. ус­лож­нял­ся бла­го­да­ря при­ме­не­нию рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти, сим­мет­рич­ных ла­дов (у О. Мес­сиа­на), не­тра­диц. спо­со­бов варь­и­ро­ва­ния те­мы (зву­ко­вы­сот­но­го, рит­ми­че­ско­го). В П. на­шли при­ме­не­ние осо­бые ви­ды рит­мич. тех­ни­ки (по­лио­сти­на­то, рит­мич. про­грес­сии и др.), во 2-й пол. 20 в. П. ус­лож­ни­лась при­ё­ма­ми со­но­ри­ки (В. Лю­то­слав­ский). В му­зы­ке ру­бе­жа 20–21 вв. П. ос­та­ёт­ся од­ной из важ­ней­ших форм муз. мыш­ления.

Как учеб­ный пред­мет П. вхо­дит в си­с­те­му муз.-тео­ре­тич. об­ра­зо­ва­ния.

Лит.: Курт Э. Ос­но­вы ли­не­ар­но­го кон­тра­пунк­та. М., 1931; Та­не­ев С. И. Под­виж­ной кон­тра­пункт стро­го­го пись­ма. М., 1959; Ев­до­ки­мо­ва Ю. К., Дуб­ров­ская Т. Н., Про­то­по­пов В. В. Ис­то­рия по­ли­фо­нии. М., 1983–1996. [Вып. 1–5]; Скреб­ков С. С. Тео­рия ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии. К., 1983; La Motte D. de. Kontrapunkt. Lpz., 1985; Фраё­нов В. П. Учеб­ник по­ли­фо­нии. [3-е изд.]. М., 2006.

Вернуться к началу