ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА, род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой лит. сюжет. В П. м. широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (муз. картины природы, нар. празднеств, битв и др.) и сюжетная программность. Развитие муз. образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из худож. лит-ры), порой даётся лишь муз. характеристика осн. образов. В П. м. используются приёмы развития, позволяющие следовать за сюжетом, не нарушая собственно муз. закономерностей; среди них – вариационность (см. Вариационная форма) и связанный с ней монотематизм (видоизменения одной объединяющей темы в крупных, в т. ч. циклических, произведениях, не обязательно программных), лейтмотивные характеристики (см. Лейтмотив), объединение в крупной одночастной форме признаков разных форм, что характерно для жанра симфонической поэмы.
Истоки П. м. – в звукоизобразительности вокальной и вокально-инструментальной музыки 14–16 вв. [итал. качча, франц. рондо́ периода ars subtilior (см. в ст. Арс нова), шансон К. Жанекена и др.]. Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины (сб. «Причудливое каприччио», изд. в 1627 в Дрездене), А. Польетти (сюита для клавира «Восстание в Венгрии», 1671), И. Я. Фробергера, Г. И. Ф. Бибера, И. Кунау. Среди программных произведений 18 в.: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха, цикл скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо. Ряд произведений П. м. создал Л. ван Бетховен: 6-я симфония («Пасторальная»; все части имеют названия), увертюра «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. связан с романтизмом, провозгласившим обновление музыки с помощью единения её с поэзией; среди образцов – «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза, симфонии «Фауст», «К "Божественной комедии" Данте», симфонич. поэмы «Тассо», «Прелюды» Ф. Листа (ему принадлежит сам термин «П. м.»). Программность романтич. толка свойственна симфонич. сочинениям Р. Штрауса, Я. Сибелиуса. Крупный вклад в П. м. внесли рус. композиторы: симфонич. картина «Иванова ночь на Лысой горе», фп. цикл «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, симфонич. сюита «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П. И. Чайковского и др.; П. м. писали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович.