Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РЕЧИТАТИ́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕЧИТАТИ́В (итал. recitativo, от лат. re­cito – дек­ла­ми­ро­вать), 1) в му­зы­ке ев­роп. тра­ди­ции род соль­но­го пе­ния с со­про­во­ж­де­ни­ем, близ­кий ху­дож. дек­ла­ма­ции, а так­же во­каль­ная ком­по­зи­ция, в ко­то­рой такой тип пе­ния пре­об­ла­да­ет. Итал. тер­мин пред­став­ля­ет со­бой со­кра­ще­ние от stile recitativo, из­вест­но­го с 1620-х гг. Ме­ло­ди­ко-рит­мич. строе­ние Р. прин­ци­пи­аль­но за­ви­сит от тек­ста (б. ч. не­риф­мо­ван­но­го, ино­гда про­заи­че­ско­го), его ин­то­на­ци­он­ной сто­ро­ны (см. Ин­то­на­ция, Ме­ло­ди­ка ре­чи), син­так­си­са. Струк­ту­ре Р. не­свой­ст­вен­ны та­кие чис­то му­зы­каль­ные за­ко­но­мер­но­сти, как те­ма­тич. по­втор­ность, пе­рио­дич­ность. Р. при­ме­ня­ет­ся в опе­ре, ора­то­рии, кан­та­те, ка­мер­но-во­каль­ной му­зы­ке.

Р. поя­вил­ся в нач. 17 в. как род го­мо­фо­нии (т. н. мо­но­дия в со­про­во­ж­де­нии ге­не­рал-ба­са) в свя­зи с ро­ж­де­ни­ем опе­ры. Опер­ная мо­но­дия мыс­ли­лась дея­теля­ми Фло­рен­тий­ской ка­ме­ра­ты как воз­ро­ж­де­ние на­пев­ной дек­ла­ма­ции др.-греч. тра­ге­дии. Мас­те­ром опер­но­го Р. в 17 в. был К. Мон­те­вер­ди. В сти­ле ба­рок­ко (с сер. 17 в.) обо­со­би­лись дра­матур­гич. функ­ции Р. (раз­ви­тие сю­же­та) и арии (во­пло­ще­ние аф­фек­та). У ком­по­зи­то­ров не­апо­ли­тан­ской шко­лы, в т. ч. в опе­ре-се­риа, сло­жи­лись раз­но­вид­но­сти Р.: secco (сек­ко, итал. – «су­хой»; ис­пол­няв­ший­ся «го­вор­ком» в тес­ном диа­па­зо­не и сво­бод­ном рит­ме, под­дер­жан­ный ак­кор­да­ми кла­ве­си­на, в сце­нич. ис­пол­не­нии он мог при­об­ре­тать вы­ра­зи­тель­ность жи­вой ре­чи) и accompagnato («ак­ком­па­ни­ро­ван­ный»; бо­лее раз­ви­тый ме­ло­ди­че­ски, со­про­во­ж­да­ет­ся др. ин­ст­ру­мен­та­ми ор­ке­ст­ра). Вы­даю­щие­ся об­раз­цы вы­ра­зи­тель­но­го Р. с при­ме­не­ни­ем муз.-ри­торич. фи­гур – ре­чи­та­ти­вы рас­сказ­чи­ка-еван­ге­ли­ста в «стра­стях» И. С. Ба­ха. Р. за­ни­ма­ет центр. по­ло­же­ние в муз. дра­ма­тур­гии клас­си­циз­ма (К. В. Глюк). Р.-secco со­хра­нял­ся до кон. 18 – нач. 19 вв. в итал. опе­ре-буф­фа, вер­ши­ны буф­фон­но­го Р. – ба­со­вые пар­тии опер В. А. Мо­цар­та. Для др. ви­дов ко­ми­че­ской опе­ры и для опе­рет­ты ха­рак­тер­но на­ли­чие разг. диа­ло­гов «на мес­те» ре­чи­та­ти­вов; в отд. слу­ча­ях опе­ра су­ще­ст­ву­ет в двух вер­си­ях (с Р. и разг. диа­ло­га­ми), наи­бо­лее из­вест­ный при­мер – «Кар­мен» Ж. Би­зе. Сре­ди рус. ком­по­зи­то­ров осо­бое вни­ма­ние Р. уде­ля­ли А. С. Дар­го­мыж­ский и М. П. Му­сорг­ский. В опе­ре 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв., в свя­зи с пе­ре­рас­та­ни­ем опе­ры в муз. дра­му, а но­мер­ной опе­ры в ком­по­зи­цию «сквоз­но­го раз­ви­тия», на­блю­да­ет­ся по­сте­пен­ное сбли­же­ние ре­чи­та­тив­ной и соб­ст­вен­но во­каль­ной сти­ли­сти­ки (у Дж. Вер­ди, Р. Ваг­не­ра, П. И. Чай­ков­ско­го, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Дж. Пуч­чи­ни, К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, С. С. Про­ко­фье­ва и др.).

2) В ши­ро­ком смыс­ле Р. на­зы­ва­ют лю­бую на­пев­ную дек­ла­ма­цию. Ре­чи­та­тив­ный ха­рак­тер свой­ст­вен, напр., ка­лен­дар­но­му (ко­ляд­ки) и др. об­ря­до­во­му (при­чи­та­ния) фольк­ло­ру; в ре­чи­та­тив­ной ма­не­ре тра­ди­ци­он­но ис­пол­ня­ют­ся эпич. ска­за­ния (сев.-рус. бы­ли­ны, калм. «Джан­гар», кирг. «Ма­нас», якут. олон­хо и др.).

Лит.: Ого­ле­вец A. Сло­во и му­зы­ка в во­каль­но-дра­ма­ти­че­ских жан­рах. М., 1960; Neu­mann Fr.-H. Die Ästhetik des Rezitativs. Strass­burg; Baden-Baden, 1962; Ва­си­на-Гросс­ман В. А. Му­зы­ка и по­эти­че­ское сло­во. М., 1972–1978. Ч. 1–3; Дру­скин М. С. Ре­чи­та­тив в рус­ской клас­си­че­ской опе­ре // Дру­скин М. С. Ис­сле­до­ва­ния. Вос­по­ми­на­ния. Л., 1975.

Вернуться к началу