Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СВЕТОМУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СВЕТОМУ́ЗЫКА (цве­то­му­зы­ка), об­ласть экс­пе­ри­мен­тов в об­лас­ти син­те­за му­зы­ки и све­та. Пер­вые из­вест­ные тео­рии (Дж. Ар­чим­боль­до в Ита­лии, Л. Б. Кас­тель во Фран­ции) свя­за­ны с по­пыт­ка­ми од­но­знач­но пе­ре­вес­ти муз. зву­ко­ряд в цве­то­ряд; под воз­дей­ст­ви­ем кос­мо­ло­гич. кон­цеп­ции гар­мо­нии сфер ана­ло­гию «семь цве­тов спек­тра – семь нот в гам­ме» вы­ска­зы­вал И. Нью­тон. Пер­вые кон­крет­ные ху­дож. экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти С. от­но­сят­ся к нач. 20 в.: «Про­ме­тей» А. Н. Скря­би­на (1910), «Сча­ст­ли­вая ру­ка» А. Шён­бер­га (1913), Нонет В. В. Щер­ба­чё­ва (1919) и др. со­чи­не­ния, свя­зан­ные с си­не­сте­зи­ей и фе­но­ме­ном цвет­но­го слу­ха. Дос­ти­же­ние об­раз­но­го един­ст­ва в све­то­му­зы­каль­ном син­те­зе ока­за­лось воз­мож­ным при ос­вое­нии приё­мов слу­хоз­ри­тель­ной по­ли­фо­нии (Скря­бин в за­мыс­лах «Пред­ва­ри­тель­но­го дей­ст­ва» и «Мис­те­рии», Л. Л. Са­ба­не­ев, ху­дож­ни­ки В. В. Кан­дин­ский, П. Клее, А. В. Лен­ту­лов, реж. С. М. Эй­зен­штейн и др.). В 1920-х гг. в об­лас­ти С. экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли: в СССР – Л. С. Тер­мен, худ. Г. И. Ги­до­ни; в Гер­ма­нии – груп­пы Бау­ха­уз и «Far­be-Ton-Fors­chun­gen». В 1950-х гг. опы­ты ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись (амер. кон­ст­рук­тор Т. Уил­фред, П. Шеф­фер, О. Мес­си­ан, Я. Ксе­на­кис, Ме­мо­ри­аль­ный му­зей А. Н. Скря­би­на в Мо­ск­ве, груп­па «Про­ме­тей» в Ка­за­ни, сту­дия в Харь­ко­ве). Све­то­му­зы­каль­ные эф­фек­ты (англ. light-show) при­ме­ня­ют­ся в рок-кон­цер­тах, в совр. те­ат­ре (осо­бен­но в ба­ле­те), в оформ­ле­нии мас­со­вых действ (от­кры­тие и за­кры­тие зим­них Олим­пий­ских игр в Со­чи 2014), са­дов и пар­ков.

Лит.: Дзю­бен­ко А. Г. Цве­то­му­зы­ка. М., 1973; Га­ле­ев Б. М. Све­то­му­зы­ка: ста­нов­ле­ние и сущ­ность но­во­го ис­кус­ст­ва. Ка­зань, 1976; Га­ле­ев Б. М., Зо­рин С. М., Сай­фул­лин Р. Ф. Све­то­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. М., 1987; Kienscherf B. Das Auge hört mit: Die Idee der Farblichtmusik und ihre Problematik. Fr./M.; B., 1996; Ва­неч­ки­на И. Л., Га­ле­ев Б. М. «По­эма ог­ня»: кон­цеп­ция све­то­му­зы­каль­но­го син­те­за А. Н. Скря­би­на. 2-е изд. Ка­зань, 2010; Све­то­му­зы­ка в Рос­сии и в СССР: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. 1742–1982. Ка­зань, 1983.

Вернуться к началу