СЕРИАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРИАЛИ́ЗМ (сериальная техника), техника муз. композиции, распространённая преим. в Зап. Европе в 1950–60-е гг. В теории музыки различают С. (сериальную технику) и серийную технику. В сериальной технике, в отличие от серийной, «принцип неповторяемости» распространяется не только на высоту звука, но и на др. его параметры – длительность (ритм), громкостную динамику, тембр, исполнительский нюанс (штрих) и др. Зарождение С. обычно связывают с А. фон Веберном, который в некоторых своих сочинениях распространил идею додекафонии на тембр (Пассакалия ор. 1, Симфония ор. 21), динамику и артикуляцию (Вариации ор. 27), ритм (Вариации ор. 30). Рус. композитор Е. Голышев в струнном трио (1914; изд. в 1925 с подзаголовком «Zwölftondauer-Musik») кодифицировал не только ряд звуковысот, но и ряд ритмич. длительностей. Полноценные примеры С. впервые встречаются у О. Мессиана (пьеса «Лад длительностей и интенсивностей» из цикла «4 ритмических этюда для фортепиано», 1949). Свой классич. вид С. приобрёл в 1950-е гг. у композиторов т. н. дармштадтской школы – П. Булеза, К. Штокхаузена, Л. Ноно, Б. Мадерны. Излюбленная разновидность С. у дармштадтских сериалистов 1949–55 – точечная музыка (пуантилизм). Для точного программирования серий любой сложности композиторы-сериалисты активно обращались к электронике («Spiritus intelligentiae Sanctus» Э. Кшенека, 1956). В 1960-х гг. в технике С. экспериментировали рос. композиторы А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, А. Пярт, Н. Н. Каретников. С. подавался его создателями как «новый способ музыкального мышления», однако уже в последние десятилетия 20 в. интерес к нему у зап. композиторов угас.