Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СЕРИ́ЙНАЯ ТЕ́ХНИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 90

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕРИ́ЙНАЯ ТЕ́ХНИКА (нем. Reihentech­nik) в му­зы­ке, спо­со­бы при­ме­не­ния се­рии в муз. про­из­ве­де­нии. Зву­ко­вы­сот­ная се­рия в 4 ва­ри­ан­тах дви­же­ния – в пря­мом дви­же­нии, ин­вер­сии (об­ра­ще­нии), ра­ко­хо­де и ра­ко­ход­ной ин­вер­сии и в 12 вы­сот­ных по­зи­ци­ях – по чис­лу зву­ков хро­ма­тич. зву­ко­ря­да (т. е. все­го 48 се­рий­ных ря­дов) – ча­ще реа­ли­зу­ет­ся пу­тём не­пре­рыв­но­го по­вто­ре­ния. Се­рия мо­жет из­ла­гать­ся го­ри­зон­таль­но (в ви­де ме­ло­дии-те­мы, зву­ки ко­то­рой мо­гут брать­ся в лю­бой ок­та­ве), вер­ти­каль­но (со­зву­чия­ми) и од­но­вре­мен­но по го­ри­зон­та­ли и по вер­ти­ка­ли («диа­го­наль­но»). Рит­мич. оформ­ле­ние се­рии по­сто­ян­но варь­и­ру­ет­ся (в от­ли­чие от се­риа­лиз­ма). По­ми­мо обыч­ной ато­наль­ной реа­ли­за­ции, встре­ча­ют­ся не­обыч­ные С. т., в ко­то­рых со­хра­ня­ет­ся ми­ним. пре­ем­ст­вен­ность с му­зы­кой про­шлых эпох. В та­ких С. т. зву­ки се­рии объ­е­ди­ня­ют­ся, напр., в ква­зи-ак­кор­ды, вы­зы­ваю­щие у слу­ша­те­ля ас­со­циа­ции с то­наль­но­стью (Кон­церт для скрип­ки А. Бер­га, тер­цо­вые ря­ды в Кан­та­те № 1 А. фон Ве­бер­на); в «псев­до­ба­роч­ной» фп. сюи­те op. 25 А. Шён­бер­га 12-то­но­вая се­рия раз­би­та на три 4-звуч­ных сег­мен­та, один из ко­то­рых об­ра­зу­ет уз­на­вае­мый мо­тив B-A-C-H. Э. Кше­нек в «Пла­че про­ро­ка Ие­ре­мии» офор­мил се­рию как два 6-звуч­ных ком­плек­са («гек­са­хор­да»), ка­ж­дый из ко­то­рых по рель­е­фу от­час­ти на­по­ми­на­ет цер­ков­ные ла­ды; даль­ней­шую раз­ра­бот­ку этих гек­са­хор­дов ком­по­зи­тор реа­ли­зо­вал по прин­ци­пу ро­та­ции (вид С. т., ос­но­ван­ный на пе­ре­ста­нов­ке зву­ков се­рии).

Лит.: Eimert H. Grundlagen der musika­lischen Reihentechnik. W., 1964.

Вернуться к началу