Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМФОНИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИМФОНИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА (нем. sym­phonische Dichtung, Tondichtung, франц. poéme symphonique), жанр сим­фо­нич. про­грамм­ной му­зы­ки. Вос­хо­дит к твор­че­ст­ву Ф. Лис­та. Пред­став­ля­ет со­бой од­но­ча­ст­ную ком­по­зи­цию в ка­кой-ли­бо из сво­бод­ных и сме­шан­ных форм (как пра­ви­ло, в С. п. име­ют­ся при­зна­ки со­нат­ной, ва­риа­ци­он­ной, цик­ли­че­ской форм, ино­гда фор­мы ро́н­до; ис­поль­зу­ет­ся мо­но­те­ма­тизм). Жанр ши­ро­ко при­ме­нял­ся ком­по­зи­то­ра­ми 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв., сре­ди об­раз­цов: «Пля­ска смер­ти» К. Сен-Сан­са (1874); «Джин­ны» С. Фран­ка (1884); цикл «Моя Ро­ди­на» Б. Сме­та­ны (1874–79); «Дон Жу­ан» (1889), «Ве­сё­лые за­ба­вы Ти­ля Улен­шпи­ге­ля» (1895) Р. Штрау­са; «Та­ма­ра» М. А. Ба­ла­ки­ре­ва (ок. 1882); «По­эма экс­та­за» А. Н. Скря­би­на (1907); «Лей­ли и Медж­нун» К. Ка­рае­ва (1947).

Родств. жан­ры – кон­церт­ная увер­тю­ра [«Ко­рио­лан» Л. ван Бет­хо­ве­на (1807); «Ара­гон­ская хо­та» (1845) и «Ночь в Мад­ри­де» (1851) М. И. Глин­ки], сим­фо­нич. фан­та­зия [«Ро­мео и Джуль­ет­та» (1869), «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» (1876) П. И. Чай­ков­ско­го; «Утёс» (1893), «Ост­ров мёрт­вых» (1909) С. В. Рах­ма­ни­но­ва], сим­фо­нич. кар­ти­на [«Сад­ко» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре» М. П. Му­сорг­ского (обе 1867); «В Сред­ней Азии» А. П. Бо­ро­ди­на (ок. 1881); «Из Апо­калип­си­са» А. К. Ля­до­ва (ок. 1912)]. Сим­фо­нич. кар­ти­на­ми на­зы­ва­ют­ся так­же ор­ке­ст­ро­вые фраг­мен­ты в не­ко­то­рых опе­рах [напр., «Се­ча при Кер­жен­це» в опе­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же и де­ве Фев­ро­нии» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1905)].

Вернуться к началу