СИМФОНИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИМФОНИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА (нем. symphonische Dichtung, Tondichtung, франц. poéme symphonique), жанр симфонич. программной музыки. Восходит к творчеству Ф. Листа. Представляет собой одночастную композицию в какой-либо из свободных и смешанных форм (как правило, в С. п. имеются признаки сонатной, вариационной, циклической форм, иногда формы ро́ндо; используется монотематизм). Жанр широко применялся композиторами 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв., среди образцов: «Пляска смерти» К. Сен-Санса (1874); «Джинны» С. Франка (1884); цикл «Моя Родина» Б. Сметаны (1874–79); «Дон Жуан» (1889), «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» (1895) Р. Штрауса; «Тамара» М. А. Балакирева (ок. 1882); «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина (1907); «Лейли и Меджнун» К. Караева (1947).
Родств. жанры – концертная увертюра [«Кориолан» Л. ван Бетховена (1807); «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1851) М. И. Глинки], симфонич. фантазия [«Ромео и Джульетта» (1869), «Франческа да Римини» (1876) П. И. Чайковского; «Утёс» (1893), «Остров мёртвых» (1909) С. В. Рахманинова], симфонич. картина [«Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Иванова ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского (обе 1867); «В Средней Азии» А. П. Бородина (ок. 1881); «Из Апокалипсиса» А. К. Лядова (ок. 1912)]. Симфонич. картинами называются также оркестровые фрагменты в некоторых операх [напр., «Сеча при Керженце» в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (1905)].