Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СКАРЛА́ТТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 330-331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Скарлатти. Портрет работы неизвестного художника. Библиотека Консерватории Дж. Б. Мартини (Болонья).

СКАРЛА́ТТИ (Scarlatti) Алес­сан­д­ро (Пьет­ро Алес­сан­д­ро Гас­па­ре) (2.5.1660, Па­лер­мо – 22.10.1725, Не­аполь), итал. ком­по­зи­тор, чл. ака­де­мии «Ар­ка­дия» (1706). Сын пев­ца Пьет­ро Скар­ла­ты. Отец Д. Скар­лат­ти. В 1672 се­мья пе­ре­еха­ла в Рим. С 1678 ка­пель­мей­стер ц. Сан-Джа­ко­мо-де­льи-Ин­ку­ра­би­ли, с 1679 слу­жил при дво­ре швед. ко­ро­ле­вы Кри­сти­ны. Из-за пап­ско­го за­пре­та пуб­лич­ных те­ат­раль­ных по­ста­но­вок в Ри­ме его ран­ние опе­ры (пер­вая – «Не­до­ра­зу­ме­ния из-за сход­ст­ва», 1679) ста­ви­лись во двор­цах зна­ти. С 1684 слу­жил в при­двор­ной ка­пел­ле в Не­апо­ле (с 1692 ка­пель­мей­стер), но про­дол­жал пи­сать опе­ры для Ри­ма («Роз­ме­на, или Вер­ная не­вер­ность», 1686; «Ста­ти­ра», 1690; «Не­до­ра­зу­ме­ния в люб­ви, или Ро­зау­ра», 1690). На либ­рет­то С. Стам­пи­льи на­пи­сал опе­ры «Па­де­ние де­цем­ви­ров» (1697), «Ге­рак­лия» (1700), «Тит Сем­про­ний Гракх» (1702; все – те­атр «Сан-Бар­то­ло­мео», Не­аполь). По­ки­нув Не­аполь из-за на­чав­шей­ся вой­ны (Ис­пан­ское на­след­ст­во), он соз­дал неск. опер для гер­цо­га Тос­кан­ско­го Фер­ди­нан­до Ме­ди­чи («Фла­вий Ку­ни­берт», 1702; «Ар­ми­ний», 1703; «Вла­ст­вую­щий Лу­ций Ман­лий», либр. Стам­пи­льи; «Ве­ли­кий Та­мер­лан», обе 1706) и для те­ат­ра «Сан-Джо­ван­ни Кри­зо­сто­мо» в Ве­не­ции («Мит­ри­дат Ев­патор» и «Три­умф сво­бо­ды», обе 1707). В 1708 вер­нул­ся в Не­аполь, где в чис­ле про­чих по­став­ле­ны опе­ра «Ти­гран, или Рав­ное усер­дие люб­ви и ве­ры» (либр. Д. Лал­ли, 1715, те­атр «Сан-Бар­то­ло­мео») и муз. ко­ме­дия «Три­умф чес­ти» (либр. Ф. А. Тул­лио, 1718, те­атр «Фьо­рен­ти­ни»). По­след­ние опе­ры С. – «Марк Ат­ти­лий Ре­гул» (1719), «Гри­зель­да» [либр. Ф. М. Рус­по­ли(?) по А. Дзе­но, 1721] – по­став­ле­ны в Ри­ме (те­атр «Кап­ра­ни­ка»).

С. счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком неа­по­ли­тан­ской шко­лы: его дея­тель­ность в 1680–90-е гг. вы­ве­ла не­апо­ли­тан­скую опер­ную тра­ди­цию в чис­ло ли­ди­рую­щих в Ев­ро­пе. При этом, од­на­ко, его творч. ин­ди­ви­ду­аль­ность сло­жи­лась под влия­ни­ем рим­ских опер­ных вку­сов, ко­то­рые он пе­ре­нёс в Не­аполь в про­ти­во­вес ме­ст­ным тра­ди­ци­ям (Ф. Про­вен­ца­ле, Г. Гре­ко, Ф. Ман­чи­ни, Д. Сар­ро и др.). Стиль С. от­ли­ча­ют тон­кая про­ра­бот­ка де­та­лей, по­ли­фо­нич. на­сы­щен­ность фак­ту­ры, ес­те­ст­вен­ная, гиб­кая, гра­ци­оз­ная и сдер­жан­но ук­ра­шен­ная кан­ти­ле­на, удоб­ная для во­ка­ли­за­ции, со­вер­шен­ст­во фор­мы. Осн. об­ласть твор­че­ст­ва С. – во­каль­ная му­зы­ка: св. 65 опер, не ме­нее 35 ора­то­рий, св. 70 мо­те­тов, 10 месс, 2 маг­ни­фи­ка­та, Te Deum, ряд др. цер­ков­ных пес­но­пе­ний, а так­же неск. со­тен свет­ских соль­ных кан­тат, став­ших важ­ной ве­хой в ис­то­рии это­го жан­ра. Ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния: 12 сим­фо­ний, 6 про­из­ве­де­ний в жан­ре кон­чер­то грос­со, со­на­ты для струн­ных, для флей­ты и струн­ных, кла­вир­ные ток­ка­ты и др.

Нот­ные изд.: The operas. Camb. (Mass.); L., 1974–1985. Vol. 1–11; Cantatas. N. Y.; L., 1986.

Лит.: Dent E. J. A. Scarlatti. L., 1905. L., 1960 (with additions by F. Walker); Lorenz A. A. Scar­latti’s Jugendoper. Augsburg, 1927; Gro­ut D. J. A. Scarlatti: an introduction to his ope­ras. Berk., 1979; Colloquium A. Scarlatti Würz­burg 1975. Tutzing, 1979; Schacht-Pa­pe U. Das Messenschaffen von A. Scarlatti. Fr./M., 1993; Vidali C. F. A. and D. Scar­lat­ti: A guide to research. N. Y., 1993; Луц­кер П. В., Су­сид­ко И. П. Италь­ян­ская опе­ра XVIII в. М., 1998. Ч. 1.

Вернуться к началу