СМЕ́ТАНА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СМЕ́ТАНА (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль – 12.5.1884, Прага), чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз. критик, обществ. деятель. Сын пивовара, любителя музыки. Игре на фп. учился у Я. Хмелика, композиции – у Й. Прокша в Праге. С 1847 концертировал как пианист. В 1840-х гг. состоялось знакомство С. с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге (с Листом С. в дальнейшем связывала дружба). Испытав влияние А. Л. Гензельта, Шумана и Ф. Шопена, С. в начале творч. пути много сочинял в жанрах фп. миниатюры (польки, багатели, экспромты; «6 характерных пьес», 1848). Близкий либеральному крылу чеш. нац. движения (К. Гавличек-Боровский и др.), С. откликнулся на революц. события 1848 героич. «Песнью свободы» и маршами. С 1849 преподавал в открытой им школе. С 1856 жил в Гётеборге (Швеция), выступал как симфонич. дирижёр и пианист, неоднократно выезжал в Прагу. В эти годы создал симфонич. поэмы «Ричард III» (по У. Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Ф. Шиллеру, 1859), «Гакон Ярл» (по А. Эленшлегеру, 1861), а также «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фп. (1860). В 1861 вернулся в Прагу, организовал абонементные концерты, дирижировал в т. ч. произведениями рус. композиторов. Возглавлял муз. секцию артистич. клуба «Умелецка беседа», в 1863–65 руководил мужским хором «Глагол Пражский», писал для него произведения на чеш. тексты. В 1866–74 гл. дирижёр «Временного театра», наряду с классич. зап.-европ. операми исполнял сочинения чеш. композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и С. Монюшко. Там же руководил постановками собств. опер (дирижировал мн. премьерами). Из 9 его опер 8 законченных (указываются годы пост.). Историч. опера «Бранденбуржцы в Чехии» (либр. К. Сабины, 1866) посвящена изгнанию чужеземных завоевателей в 13 в. В наиболее известном сочинении С. – лирико-комич. опере «Проданная невеста» (либр. Сабины, 1866; в 4-й ред. 1870 диалоги заменены речитативами) использованы ритмы и интонации чеш. нар. песен и танцев (скочна, полька, дупак, фуриант). Опера ставилась на сценах мн. стран, в т. ч. в 1871 в Мариинском театре (дирижёр Э. Ф. Направник). Опера-трагедия «Далибор» (либр. Й. Венцига в чеш. переводе Э. Шпиндлера, 1868; 2-я ред. 1870) на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточённом в башню за непокорность королевской власти, вызвала полемику: в отказе от традиц. увертюры, в драматургии развёрнутых сцен, использовании лейтмотивов ряду критиков виделось влияние Р. Вагнера (а значит, и отход от нац. традиций). В знак протеста против снятия оперы с репертуара начал выходить ж. «Dalibor», композитора поддержали Я. Неруда, О. Гостинский, Л. Прохазка и др. деятели чеш. культуры. По инициативе С. был проведён сбор средств на постройку Нац. театра, который открылся в 1881 премьерой его оперы «Либуше» (либреттист и переводчик те же, соч. 1872) – эпич. сказания о легендарной основательнице Праги. Триумфальный успех премьеры определил особое положение «Либуше»: она поныне исполняется в дни нац. торжеств. Оперой «Две вдовы» (либр. Э. Цюнгеля по комедии Ж. П. Ф. Мальфийя, 1874; 2-я ред. 1878) С. развил то же направление, что и в «Проданной невесте», но с претворением интонаций гор. песни.
В связи с потерей слуха в 1874 С. оставил пост дирижёра и поселился в дер. Ябкенице (близ Праги), где, ориентируясь на выработанные Ф. Листом принципы романтич. программного симфонизма, написал цикл «Моя Родина» (1874–79) из 6 симфонич. поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»), воспевающих чеш. природу и историю (по нац. героич. преданиям). Там же создавались оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и оставшаяся незаконченной «Виола» (по «Двенадцатой ночи» У. Шекспира; все на либр. Э. Красногорской), а также «Пражский карнавал» для оркестра (1883), ряд вокальных произведений (гл. обр. для мужского хора), 2 струнных квартета («Из моей жизни», 1876; 1883) и др. ансамблевые сочинения, «Чешские песни» для фп. (1879).
Творчество С. отличается яркой нац. самобытностью. Видя свою историч. миссию в создании нац. оперы, композитор повлиял на развитие чеш. музыки в целом. Цикл «Моя родина» утвердил традиции чеш. симфонич. классики (продолжены и развиты А. Дворжаком), его исполнением ежегодно открывается муз. фестиваль «Пражская весна». В 1910–1927 в Праге издавался муз. ж. «Smetana» (основатель – З. Неедлы). С 1931 существует Об-во Б. Сметаны. Имя С. присвоено 2-й сцене Нац. театра и крупнейшему концертному залу в Праге. Работают 3 музея имени С. в Чехии, один – в Гётеборге.