ТЕ́ЛЕМАН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́ЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург – 25.6.1767, Гамбург), нем. композитор. Изучал право в Лейпцигском ун-те. С 1702 муз. руководитель гор. оперы, с 1704 – Новой церкви в Лейпциге. С 1705 капельмейстер в Зорау (ныне Жары, Польша), где сочинял гл. обр. сюиты во франц. стиле и кантаты. С 1708 служил в Эйзенахе, с 1712 – во Франкфурте-на-Майне, где создал неск. годовых циклов церковных кантат, с 1721 – в Гамбурге (с 1723 капельмейстер оперного театра; фактически руководил всей муз. жизнью города). Был другом И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Издания его произведений, в т. ч. в собственном ж. «Der getreue Musik-Meister» (1728–29), и сб-ков «Застольной музыки» (1733) принесли ему европ. известность.
Один из крупнейших мастеров позднего барокко. Был, вероятно, самым плодовитым композитором в истории. Наследие Т. включает ок. 1700 церковных кантат, св. 30 пассионов и духовных ораторий, 17 месс, 2 магнификата, ок. 30 псалмов, 16 мотетов, ок. 50 сольных кантат и торжеств. кантат «на случай»; среди муз.-сценич. произведений (не менее 30, сохранилось ок. 10) – опера «Терпеливый Сократ» (1721, Гамбург) и комич. интермеццо «Пимпиноне» (1725). Автор ок. 120 ансамблевых и оркестровых увертюр (сюит), св. 120 концертов для инструментов с оркестром, концертов для струнных, ок. 100 сонат для скрипки и для флейты и бассо континуо, св. 100 трио-сонат, св. 50 квартетов и квинтетов, сочинений для клавира (сюиты, прелюдии, фуги, фантазии, танцы и др.). В инструментальных сочинениях Т. испытал французские (особенно в сюитах) и итальянские (в концертах и трио-сонатах) влияния. В лютеранских традициях выдержаны церковные кантаты, пассионы; чертами галантного стиля отмечены сочинения начиная с 1730-х гг. Несмотря на прижизненную славу Т., считавшегося первым музыкантом Германии, к кон. 18 в. его музыка оказалась забытой и стала возрождаться только в 20 веке.