Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 279

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

ТО́НИКА (франц. tonique, от note tonique, букв. – то­ни­че­ская но­та), цен­траль­ный эле­мент ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти; ос­нов­ной тон (в 1-м зна­че­нии), по ко­то­ро­му по­лу­ча­ет на­зва­ние вся сис­те­ма (напр., в то­наль­но­стях C-dur и c-moll – звук «до»). Так­же глав­ный кон­со­ни­рую­щий ак­корд (то­ни­че­ское тре­зву­чие, обо­зна­чае­мое лат. бу­к­вой Т), на ко­то­ром стро­ит­ся дан­ный лад («до ми соль» в ма­жо­ре, «до ми-бе­моль соль» в ми­но­ре). Т. – ус­той, ощу­щае­мый как мо­мент по­коя или как раз­ряд­ка функ­цио­наль­но­го на­пря­же­ния. В клас­сич. гар­мо­нии нор­мой яв­ля­ет­ся раз­ре­ше­ние до­ми­нан­ты в T. и окон­ча­ние на Т., в гар­мо­нии ро­ман­ти­ков встре­ча­ют­ся от­сту­п­ле­ния от это­го пра­ви­ла (в гар­мо­нии 20–21 вв., напр. в джа­зе, Т. мо­жет быть и слож­ной, дис­со­ни­рую­щей). Од­на Т. дей­ст­ву­ет в пре­де­лах од­ной те­мы (пе­ри­од, про­стые фор­мы); в ре­зуль­та­те мо­ду­ля­ции мо­жет ут­вер­дить­ся но­вая Т. (этим объ­яс­ня­ет­ся связь ме­ж­ду сфе­рой дей­ст­вия Т. и чле­не­ни­ем муз. фор­мы). Тер­мин «Т.» ино­гда ис­поль­зу­ют в рас­ши­ри­тель­ном смыс­ле, при­ме­няя его к центр. эле­мен­там др. зву­ко­вы­сот­ных сис­тем. См. так­же До­ми­нан­та, Ме­ди­ан­та, Суб­до­ми­нан­та.

Вернуться к началу