ТРИ́О-СОНА́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИ́О-СОНА́ТА (нем. Triosonate, франц. sonate en trio), жанр инструментальной музыки 17–18 вв. Название – по количеству партий (нотоносцев): две сольные партии высокой тесситуры и бас. Сольные партии исполняли чаще скрипки, в нач. 17 в. также цинки, виолы да браччо, в кон. 17–18 вв. – гобои, флейты. Басовая партия, записанная на одном нотоносце в виде генерал-баса, предполагала участие двух инструментов: одноголосного (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон) и «многоголосного» – к.-л. клавишного или лютни (теорбы, китаррона), т. е. реальное количество исполнителей равнялось четырём (итал. термин – sonate per due stromenti e basso continuo). Жанр появился в нач. 17 в. в Сев. Италии, до сер. 17 в. существовал под назв. canzona, sonata, sinfonia («Sinfonie et Gagliarde» С. Росси, 1607; «Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4» Дж. Чимы, 1610; «Canzone del terzo tuono» M. Нери, 1644). Во 2-й пол. 17 – нач. 18 вв. произошли типизация и разделение циклов на светскую Т.-с. (итал. sonata da camera; фактически танцевальная сюита, с прелюдией в начале и жигой, гавотом или сарабандой в качестве заключит. 4-й части) и церковную (итал. sonata da chiesa; состояла из обобщённых, без жанровой конкретности, частей, контрастных по размеру, фактуре и темпу, сгруппированных обычно в две пары по схеме: медленно – быстро – медленно – быстро). Эти названия появились впервые у Т. Мерулы («Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera», 1637), использовались Б. Марини («Per ogni sorte d’istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera», 1655), Дж. Легренци («Suonate da chiesa е da camera», op. 2, 1656) и др. Обе разновидности зафиксированы в Муз. словаре С. де Броссара (1703). Классич. образцы Т.-с. – у Дж. Б. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя. Т.-с. распространилась в придворной и церковной музыке; в частности, иногда исполнялась перед частями мессы (Kyrie, Introitus). Постепенно различия между разновидностями Т.-с. исчезли, характерный состав частей смешался. Во 2-й трети 18 в. (особенно после смерти И. С. Баха в 1750) сонатный цикл отходит от традиц. вида Т.-с. и становится новым самостоят. жанром. Особенно этот переход заметен в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, Ж. М. Леклера (старшего), К. Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини. У композиторов мангеймской школы Т.-с. преобразуется в трио (запись на трёх нотоносцах, исполнение камерным либо оркестровым составом: «Оркестровые трио» op. 1, 4, 5, 9 Я. Стамица). См. также Соната.