Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЧАТУРЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 794-795

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РИА Новости А.И. Хачатурян.

ХАЧАТУРЯ́Н Арам Иль­ич [24.5(6.6).1903, Тиф­лис, ны­не Тби­ли­си – 1.5.1978, Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в Ере­ва­не], арм. и рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель, нар. арт. СССР (1954), акад. АН Арм. ССР (1963), Ге­рой Соц. Тру­да (1973). В 1913–21 учил­ся в Ком­мерч. уч-ще в Тиф­ли­се. Проф. за­ня­тия му­зы­кой на­чал в 19-лет­нем воз­рас­те, по при­ез­де в 1921 в Мо­ск­ву к бра­ту – те­ат­раль­но­му дея­телю С. И. Ха­ча­ту­ря­ну (Ха­ча­ту­ро­ву). С 1922 учил­ся в Муз. тех­ни­ку­ме им. Гне­си­ных – сна­ча­ла иг­ре на вио­лон­че­ли, в 1925–29 – ком­по­зи­ции у М. Ф. Гне­си­на. В 1934 окон­чил Моск. конс., где учил­ся у Гне­си­на, за­тем у Н. Я. Мяс­ков­ско­го (ком­по­зи­ция), Р. М. Гли­эра и С. Н. Ва­си­лен­ко (ин­ст­ру­мен­тов­ка). В 1936 окон­чил ас­пи­ран­ту­ру под рук. Мяс­ков­ско­го. В 1926–28 зав. муз. ча­стью 2-й арм. дра­ма­тич. сту­дии под рук. Р. Н. Си­мо­но­ва (Моск. дом куль­ту­ры Ар­ме­нии); здесь ис­пол­ня­лись со­чи­не­ния Х., он по­зна­ко­мил­ся с А. А. Спен­диа­ро­вым, К. С. Са­ра­д­же­вым, уча­ст­ни­ка­ми Квар­те­та име­ни Ко­ми­та­са. В 1939–48 зам. пред. Орг­ко­ми­те­та, в 1957–78 сек­ре­тарь СК СССР. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны вы­сту­пал с кон­цер­та­ми на фрон­те. В 1948 на­ря­ду с Д. Д. Шос­та­ко­ви­чем, С. С. Про­кофь­е­вым, В. Я. Ше­ба­ли­ным, Г. Н. По­по­вым и Н. Я. Мяс­ков­ским был об­ви­нён в фор­ма­лиз­ме [По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «Об опе­ре "Ве­ли­кая дружба" В. Му­ра­де­ли» от 10.2.1948], ис­клю­чён из СК СССР; пуб­ли­ка­ция и ис­пол­не­ние не­ко­то­рых его со­чи­не­ний бы­ли за­пре­ще­ны (По­ста­нов­ле­ние от 28.5.1958 сня­ло это об­ви­не­ние). С 1950 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Муз.-пе­да­го­гич. ин-те им. Гне­си­ных, с 1951 – в Моск. конс., сре­ди уче­ни­ков – А. Я. Эш­пай, Э. С. Ога­не­сян, М. Л. Та­ри­вер­ди­ев. Вы­сту­пал в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра сво­их про­из­ве­де­ний (с 1950), га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР и за ру­бе­жом (св. 30 стран). Пре­зи­дент Сов. ас­со­циа­ции друж­бы и куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва со стра­на­ми Лат. Аме­ри­ки (с 1959). Чл. Сов. к-та за­щи­ты ми­ра (с 1962). Чл.-корр. Ака­де­мии ис­кусств ГДР (1961). Д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1965).

Один из круп­ней­ших сов. ком­по­зи­то­ров; пер­вый арм. ком­по­зи­тор, по­лу­чив­ший ши­ро­кое ме­ж­ду­нар. при­зна­ние. Х. уде­лял гл. вни­ма­ние ин­ст­ру­мен­таль­ным жан­рам – сим­фо­нич. и ка­мер­ным, му­зы­ке для те­ат­ра и ки­но, пи­сал во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные и др. со­чи­не­ния. Да­ро­ва­ние Х.-ком­по­зи­то­ра про­яви­лось уже в го­ды обу­че­ния в Моск. конс.: в 1930-е гг. им на­пи­са­ны Сюи­та для фп. (с из­вест­ной Ток­ка­той), Со­на­та для скрип­ки и фп., Трио для клар­не­та, скрип­ки и фп. (все – 1932), Тан­це­валь­ная сюи­та для ор­ке­ст­ра (1933), ос­но­ван­ная на сим­фо­нич. раз­ра­бот­ке арм., азерб., узб., груз. ме­ло­дий; 1-я сим­фо­ния (1934) ста­ла ди­плом­ной ра­бо­той. Стиль Х., ро­ман­ти­че­ский в сво­ей ос­но­ве, во­брал чер­ты тра­диц. «вос­точ­ной» му­зы­ки (в твор­че­ст­ве Х. от­ра­зи­лись слы­шан­ные им в дет­ские го­ды на­пе­вы ашу­гов и му­зы­ка са­зан­да­ров – вост. ин­ст­ру­мен­та­ли­стов). В го­ды юно­сти од­ним из об­раз­цов для Х. стал стиль со­чи­не­ний Гне­си­на, со­че­тав­ший муз. язык Вос­то­ка и ев­роп. муз. фор­му. Для гар­мо­нич. сти­ля Х. ха­рак­тер­ны чер­ты не­офольк­ло­риз­ма: ком­по­зи­тор ор­га­нич­но со­еди­нил ев­роп. то­наль­ность с ла­до­вы­ми осо­бен­но­стя­ми вост. му­зы­ки (напр., зву­ко­ря­ды с уве­ли­чен­ны­ми се­кун­да­ми, се­кун­до­вые со­зву­чия, квар­то-квин­то­вые ак­кор­ды как ла­до­вый зву­ко­ряд, со­б­ран­ный в вер­ти­каль). Со­хра­няя ко­ло­рит вост. му­зы­ки, Х., од­на­ко, не стре­мил­ся к ци­ти­ро­ва­нию нар. му­зы­ки. Те­ма­тич. идею он раз­ви­вал рит­ми­че­ски (с по­мо­щью дроб­ле­ния дли­тель­но­стей, варь­и­ро­ва­ния и на­гне­та­ния рит­мич. ос­ти­на­то) и ме­ло­ди­че­ски, на­слаи­вая под­го­ло­ски. Клас­си­ко-ро­ман­тич. муз. фор­ма у Х. удач­но со­че­та­ет­ся с ква­зи­им­про­ви­за­ци­он­но­стью – как, напр., в 1-й час­ти Кон­цер­та для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1940). Ор­ке­ст­ро­вый ко­ло­рит от­ли­ча­ет­ся пыш­но­стью и яр­ко­стью, ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра у Х. не­ред­ко под­ра­жа­ют зву­ча­нию нац. ин­ст­ру­мен­тов: клар­нет ими­ти­ру­ет ду­дук, скрип­ка – ке­ман­чу (напр., в Трио для клар­не­та, скрип­ки и фп., 1932).

Са­мые по­пу­ляр­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния Х. – кон­цер­ты для фп., для скрип­ки с ор­ке­ст­ром. В них он на­сле­ду­ет тра­ди­ции кон­церт­но­го сти­ля Ф. Лис­та, П. И. Чай­ков­ско­го, С. В. Рах­ма­ни­но­ва, М. Ра­ве­ля, С. С. Про­кофь­е­ва. В Кон­цер­те для фп. (1936; по­свя­щён пер­во­му ис­пол­ни­те­лю – Л. Н. Обо­ри­ну) сфор­ми­ро­ва­лись чер­ты кон­церт­но­го цик­ла Х., за­тем про­явив­шие­ся в Кон­цер­те для скрип­ки (по­свя­щён Д. Ф. Ой­ст­ра­ху). Кон­цер­ты трёх­ча­ст­ны, с энер­гич­ным со­нат­ным allegro (1-я часть), ли­рич. мед­лен­ной 2-й ча­стью и рон­до-со­на­той в фи­на­ле (где гл. те­ма 1-й час­ти по­яв­ля­ет­ся в ко­де). Муз. раз­ви­тие в раз­ра­бот­ках свя­за­но боль­ше с варь­и­ро­ва­ни­ем, а не с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем ис­ход­но­го те­ма­тич. ма­те­риа­ла. Др. со­чи­не­ния Х. в кон­церт­ном жан­ре: Кон­церт для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром (1946), 3 кон­цер­та-рап­со­дии – для скрип­ки (1961), вио­лон­че­ли (1963) и фп. (1968) (в них боль­шую роль иг­ра­ют раз­вёр­ну­тые соль­ные ка­ден­ции, на­по­ми­наю­щие им­про­ви­за­ции нар. му­зы­кан­тов).

В 1930-е гг. и нач. 1940-х гг. Х. мно­го ра­бо­тал в об­лас­ти му­зы­ки для те­ат­ра и ки­но. Сре­ди те­ат­раль­ных по­ста­но­вок с му­зы­кой Х. – «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1941) и «Ва­лен­си­ан­ская вдо­ва» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо (1940); в по­след­ней ис­поль­зо­ва­ны исп. ме­ло­дии и рит­мы. Сюи­ты из му­зы­ки к этим спек­так­лям во­шли в ми­ро­вой кон­церт­ный ре­пер­ту­ар. Так­же Х. соз­дал му­зы­ку для пер­вых зву­ко­вых арм. филь­мов – «Пэ­по» (1935; эк­ра­ни­за­ция пье­сы Г. М. Сун­ду­кя­на) и «Зан­ге­зур» (1938).

В го­ды Вел. Отеч. вой­ны Х. соз­дал ряд пат­рио­тич. со­чи­не­ний: пес­ни «Ка­пи­тан Гас­тел­ло», «Мо­ре Бал­тий­ское», марш «Ге­ро­ям Оте­че­ст­вен­ной вой­ны». В 1944 на­пи­сал Гимн Арм. ССР. С те­мой вой­ны свя­за­ны 2-я (1943) и 3-я (1947) сим­фо­нии, от­ли­чаю­щие­ся пом­пез­ной ор­ке­ст­ров­кой: в пар­ти­ту­ру 2-й сим­фо­нии вве­дён ко­ло­кол, в пар­ти­ту­ру 3-й сим­фо­нии – ор­ган и 15 труб.

Ба­лет «Сча­стье» (либр. Г. А. Ова­не­ся­на, 1939, Ере­ван) был на­пи­сан к 1-й Де­ка­де арм. ис­кус­ст­ва в Мос­кве. Его ма­те­ри­ал час­тич­но ис­поль­зо­ван в ба­ле­те «Гая­нэ» (либр. К. Н. Дер­жа­ви­на, на сю­жет о кол­хоз­ной жиз­ни, 1942, Пермь); в нём так­же про­яви­лись нац. муз. чер­ты, сре­ди тан­це­валь­ных но­ме­ров осо­бен­но по­пу­ля­рен «Та­нец с саб­ля­ми» из 4-го дей­ст­вия. По­след­ний ба­лет Х. – «Спар­так» (либр. Н. Д. Вол­ко­ва, 1956, Ле­нин­град) – во­шёл в ми­ро­вую ба­лет­ную клас­си­ку. Му­зы­ка ба­ле­тов «Гая­нэ» и «Спар­так» су­ще­ст­ву­ет так­же от­дель­но, в ви­де сю­ит. По­след­ние круп­ные со­чи­не­ния Х. – соль­ные со­на­ты для вио­лон­че­ли (1974), скрип­ки (1975), аль­та (1976).

Ле­нин­ская пр. (1959). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).

Имя Х. при­свое­но Боль­шо­му за­лу Ере­ван­ской фи­лар­мо­нии (1978). В 1982 в Ере­ва­не от­крыт Дом-му­зей А. И. Ха­ча­ту­ря­на.

Его пле­мян­ни­ки: Ка­рэн Су­ре­но­вич Ха­ча­ту­рян (1920–2011), ком­по­зи­тор и пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1981); Эмин Ле­во­но­вич Ха­ча­ту­рян (1930–2000), ди­ри­жёр и ком­по­зи­тор, нар. арт. РСФСР (1975).

Лит.: Ару­тю­нов Д. А. Ха­ча­ту­рян и му­зы­ка Со­вет­ско­го Вос­то­ка: Язык, стиль, тра­ди­ции. М., 1983; Ти­гра­нов Г. Г. А. И. Ха­ча­ту­рян. М., 1987; Юзе­фо­вич В. А. А. Ха­ча­ту­рян. М., 1990; Пер­сон Д. Ха­ча­ту­рян: Нот­но-биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. М., 1979.

Вернуться к началу