Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МОНТЕВЕ́РДИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Григорьева
К. Монтеверди. Портрет работы Б. Строцци. 1640.

МОНТЕВЕ́РДИ (Monteverdi) Клаудио (крещён 15.5.1567, Кремона – 29.11.1643, Венеция), итальянский композитор. Учился у М. А. Индженьери – капельмейстера кафедрального собора Кремоны, усвоил традиции хоровой полифонии (Дж. П. да Палестрина, О. Лассо и др.). В 1582 опубликовал сборник 3-голосных мотетов «Небольшие духовные песни» («Sacrae cantiunculae»), в 1587 – 1-й сборник мадригалов (5-голосных). С 1590 (или 1591) певчий и виолист (исполнитель на виоле да гамба), с 1602 капельмейстер при дворе герцога Винченцо Гонзаги в Мантуе. В 1607 там же поставлена его первая опера «Орфей» (либретто А. Стриджо, на сюжет древнегреческого мифа, изложенного в основном по Овидию и Вергилию). После смерти герцога М. переехал в Венецию, в 1613 занял пост капельмейстера Святого Марка собора, создал 6 опер для венецианских оперных театров. Автор 8 сборников («книг») мадригалов; поздние мадригалы, в особенности из 7-й (1619) и 8-й (1638) книг, относящиеся уже к эстетике барокко, могут быть названы мадригалами лишь условно – это масштабные театрализованные вокально-инструментальные композиции «Битва Танкреда и Клоринды» (текст из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо), balli (мадригалы с танцами) «Бал неблагодарных женщин» и «Тирсис и Хлора», дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (например, «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая оперной сцене). В 1651 под названием «Мадригалы и канцонетты, книга 9» опубликован сборник светской музыки М. разных лет (в т. ч. 11 не изданных ранее пьес); наибольшую ценность представляет трио «Come dolce oggi l’auretta» («Сколь нежен ныне ветерок») – единственный сохранившийся номер из его оперы «Похищенная Прозерпина». Из духовной музыки М. наиболее известна «Вечерня блаженной Девы» (Vespro della Beata Vergine, 1610; её кульминация – Магнификат); кроме того, М. написал 3 мессы (в т.ч. «In illo tempore») и мотеты – на тексты знаменитых псалмов «Dixit Dominus», «Laudate Dominum omnes gentes», «Beatus vir qui timet Dominum» и др., а также на текст антифона «Salve regina» (3 разных мотета). 37 духовных композиций вошли в масштабный сборник «Selva morale e spirituale», впервые опубликованный в Венеции в 1640.

Один из первых и крупнейших оперных композиторов в истории музыки. Из значительного количества произведений М. в этом жанре (ок. 15) полностью сохранились три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (либретто Дж. Бадоаро по мотивам «Одиссеи» Гомера, Венеция, карнавал 1639–40) и «Коронация Поппеи» (либретто Дж. Ф. Бузенелло по «Анналам» Тацита и другим античным источникам, Венеция, карнавал 1642–43); из оперы «Ариадна» (герцогский дворец в Мантуе, 1608) сохранилось лишь знаменитое Ламенто Ариадны (или Плач Ариадны).

Главная особенность музыкального языка М. – сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для позднего Возрождения, и гомофонии как достижения новой эпохи барокко. М. считал себя создателем особого эмоционального стиля: он находил в сочинениях предшественников примеры «мягкого» и «умеренного» стилей и «нигде не встречал примеров взволнованного стиля» (stile concitato). М. считал, что музыка должна уметь передать человеческие чувства и страсти (гнев, мольбу, страх и др.), в т. ч. в конфликтном противопоставлении; это проявилось в музыкальных характеристиках его оперных персонажей, для которых он находил индивидуальные интонации. Наряду с речитативами и ариозными построениями в вокальные партии его опер введены развитые сольные и ансамблевые формы (Сцена Орфея у врат ада, Плач Ариадны, виртуозный Дуэт Нерона и Лукана из «Коронации Поппеи»), хоровые сцены (Сцена Сенеки с учениками из «Коронации Поппеи»), в «Орфее» впервые появилась увертюра (оригинальное название «токката»). Гармония М. сочетает в себе принципы модальности и тональности, в т. ч. в хроматизированной форме. В партитуре «Орфея», изданной в 1609, впервые в истории зафиксирован состав оперного оркестра; в нём соединены инструменты группы бассо континуо и большое число одноголосных инструментов (скрипки, цинки, трубы), участвовавших в исполнении оркестровых разделов. М. одним из первых с помощью инструментовки передавал различные театральные эффекты: так, в пасторальных сценах оперы «Орфей» применил струнные, флейты, лютни, в сценах подземного царства – цинки, тромбоны, регаль.

Новаторство М. встретило непонимание у некоторых современников. Влиятельный теоретик музыки Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (ч. 1–2, 1600–03) обрушил на композитора критику, в частности, за дерзкое применение им неприготовленных диссонансов и хроматики. В кратком предисловии к 5-й книге мадригалов (1605) М. отвечал, что у него «в отношении консонансов и диссонансов есть высшие соображения, по сравнению с теми, которые содержатся в школьных правилах». Через 2 года брат М., композитор и органист Джулио Чезаре Монтеверди (1573 – ок. 1630), в развёрнутом «Разъяснении к письму, напечатанному в 5-й книге» уточнил музыкально-эстетическую позицию брата, при этом он использовал понятия «первой практики» (prima pratica) и «второй практики» (seconda pratica). По его словам, для «первой практики» (её представителями названы великие полифонисты прошлого Жоскен Депре, Й. Окегем и др.) мастерство техники композиции было важно как таковое, а преподнесение текста было не столь существенным, в то время как «вторая практика» (новаторы-мадригалисты начиная с Ч. де Роре и создатели театральной музыки) требует, чтобы в музыке безраздельно господствовал текст, которому подчиняются мелодия, гармония и ритм. Свои композиторские представления М. изложил также в предисловии к 8-й книге мадригалов (1638).

Интерес к М. возродился в 20 в., редакции его сочинений выполняли В. д’Энди, Э. Кшенек, Дж. Ф. Малипьеро и др. Исторические записи «Орфея» осуществили П. Хиндемит (1954), А. Венцингер (1955), «Коронации Поппеи» – Г. фон Караян (1963). «Вечерню блаженной Девы» (с участием вентильных духовых инструментов и «чувствительным» оперным вокалом) в 1966 записал в собственной редакции Р. Крафт. С конца 1960-х гг. музыку М. активно исполняют представители аутентичного исполнительства. Репрезентативные подборки мадригалов М. включили в свои концертные альбомы ансамбли «Arts Florissants» (руководитель У. Кристи), «Concerto Vocale» (Р. Якобс), «The Consort of Musicke» (Э. Рули); наиболее полное собрание мадригалов (включая 9-ю книгу) в аудиозаписи осуществил итальянский ансамбль «La Venexiana» под управлением К. Кавины (1998–2006). Все оперы М. с использованием «исторических» инструментов записали Н. Арнонкур и Р. Якобс, отдельные оперы также Дж. Э. Гардинер, А. Кёртис, Кристи, Ж.К. Мальгуар, М. Минковский, Р. Норрингтон, К. Руссе, Ж. Саваль, Э. Хайм и др. Одну из лучших видеозаписей (в интерьерах собора св. Марка) «Вечерни блаженной Девы»  сделал Дж. Э. Гардинер (1989); первоклассные аудиозаписи этого сочинения опубликовали также Р. Алессандрини, С. Кёйкен, Кристи, К. Плюхар, Ф. Пиккетт, Саваль, Ф. Херревеге, Якобс и мн. др. Полную запись «Selva morale» под управлением К. Юнгхенеля впервые осуществили  ансамбль «Cantus Cölln» и «барочный» оркестр «Concerto Palatino» (на трёх CD, 2001).

Литература: The New Monteverdi companion / Ed. D. Arnold, N. Fortune. L.; Boston, 1985; Tomlinson G. Monteverdi and the end of the Renaissance. Berk., 1987; Carter T. Artusi, Monteverdi, and the poetics of modern music // Musical humanism and its legacy. Stuyvesant, 1992; idem. Monteverdi’s musical theatre. New Haven, 2002; Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; Palisca C. The Artusi-Monteverdi controversy // Palisca C. Studies in the history of Italian music and music theory. N.Y., 1994; Claudio Monteverdi. Vom Madrigal zyr Monodie. Münch., 1994; Скудина Г. С. К. Монтеверди: Орфей из Кремоны. М., 1998; Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005; The Cambridge companion to Monteverdi / Ed. J. Whenham, R. Wistreich. Cambr., 2007; Сапонов М.А. Либретто  «Орфея»  Монтеверди:  опыт  истолкования  //  Старинная  музыка, 2010, № 3; Игнатьева Н., Насонов Р. Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы // Научный вестник Московской консерватории, 2016, № 2.

  • МОНТЕВЕ́РДИ Клаудио (кре­щён 15.5.1567–29.11.1643), итал. композитор (2012)
Вернуться к началу