Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОВЕРШЕ́ННАЯ СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Полная неизменная система (реконструкция). Условная высотная локализация системы (меса=a) показана в диатоническом роде.

СОВЕРШЕ́ННАЯ СИСТЕ́МА, пол­ная сис­те­ма (греч. σύστημα τέλειον, лат. con­stitutio tota), в ан­тич­ной тео­рии му­зы­ки («гар­мо­ни­ке») – зву­ко­ряд в пол­ном объ­ё­ме со­став­ляю­щих его сту­пе­ней; обоб­щён­ное пред­став­ле­ние все­го зву­ко­вы­сот­но­го ма­те­риа­ла му­зы­ки. Название «С. с.», ра­нее при­ня­тое в отечественной нау­ке, ны­не заме­не­но тер­ми­ном «Пол­ная сис­те­ма»: Ю. Н. Хо­ло­пов по­ка­зал, что под тер­ми­ном «τέλειος» (при­ла­га­тель­ное, до­пус­каю­щее двоя­кий пе­ре­вод) греческая нау­ка под­ра­зу­ме­ва­ла пол­ный на­бор всех воз­мож­ных зву­ко­вы­сот, в то вре­мя как сло­во «со­вер­шен­ная» прив­но­сит эс­те­тическую оцен­ку, от­сут­ст­вую­щую в греческих ис­точ­ни­ках. Но­менк­ла­ту­ра сту­пе­ней С. с. за­им­ст­во­ва­на пре­имущественно от назва­ний струн ан­тич­ной ли­ры: три­та – «тре­тья» (по счё­ту стру­на), не­та – «по­след­няя, край­няя» (в тет­рахор­де), ме­са – «сред­няя» (ле­жа­щая в цен­тре вы­сот­но­го диа­па­зо­на), па­ра­ме­са – «со­сед­няя с ме­сой», ли­ха­на – от λιχανός («ука­за­тель­ный па­лец»; ссыл­ка на ап­пли­ка­ту­ру) и т. д. «Сис­те­ма­ми» (συστήματα, буквально – со­ста­вы) гре­ки на­зы­ва­ли зву­ко­ря­ды, объ­еди­няю­щие боль­ше двух со­сед­них зву­ков, – три­хор­ды, тет­ра­хор­ды, пен­та­хор­ды и так далее до максимального объ­ё­ма – двух ок­тав; струк­ту­ро­об­ра­зую­щим эле­мен­том С. с. тео­ре­ти­ки по­ла­га­ли тет­ра­хорд. Объ­е­ди­не­ние че­ты­рёх тет­ра­хор­дов (низ­ших, сред­них, от­де­лён­ных, выс­ших [сту­пе­ней – «струн»]) с так называемым раз­де­ли­тель­ным то­ном ме­ж­ду ме­сой и па­ра­ме­сой (διάζευξις  – раз­де­ле­ние, разъ­е­ди­не­ние) и просламбанóменом (от προσλαμβανόμενος – до­бав­лен­ный [сни­зу звук]) име­но­ва­лось Боль­шой пол­ной сис­те­мой (объ­ём 2 ок­та­вы); объ­е­ди­не­ние трёх тет­ра­хор­дов (низ­ших, сред­них и со­еди­нён­ных [сту­пе­ней]) без раз­де­ли­тель­но­го то­на, но с про­слам­ба­но­ме­ном – Малой пол­ной сис­те­мой (объ­ём – ун­де­ци­ма); со­че­та­ние Боль­шой и Малой пол­ных сис­тем – Пол­ной не­из­мен­ной сис­те­мой (объ­ём 2 ок­та­вы; см. иллюстрацию). В тер­ми­не «не­из­мен­ная сис­те­ма» (σύστημα ἀμετάβολον, впер­вые в «Де­ле­нии ка­но­на» Евк­ли­да) за­кре­пи­лась древ­ней­шая тра­ди­ция счи­тать тет­ра­хорд со­еди­нён­ных (с ус­лов­ной сту­пе­нью b) ча­стью «ба­зо­во­го» (со­от­вет­ст­вую­ще­го до­рий­ско­му ла­ду) зву­ко­ря­да, хо­тя этот тет­ра­хорд воз­ник в ре­зуль­та­те ме­та­бо­лы по сис­те­ме. Та­кое по­ни­ма­ние, ве­ро­ят­но, объ­яс­ня­ет­ся чрез­вы­чай­ной упот­ре­би­тель­но­стью имен­но дан­ной ме­та­бо­лы в ан­тич­ной му­зы­ке (Штефан Ха­гель).

С. с. – слож­ная тео­ре­тическая аб­ст­рак­ция, за­дан­ное мно­же­ст­во ре­ля­тив­ных зву­ко­ряд­ных (мо­даль­ных, по Ю. Н. Хо­ло­по­ву) функ­ций. Кар­кас вы­сот­ных от­но­ше­ний со­во­куп­ной сис­те­мы об­ра­зо­вы­ва­ли постоянные звуки (так называемые гесто́ты): квар­ты ме­ж­ду край­ни­ми зву­ка­ми тет­ра­хор­дов (чи­сло­вое от­но­ше­ние квар­ты – 4:3), раз­де­ли­тель­ный тон, тон ме­ж­ду ги­па­той низ­ших и про­слам­ба­но­ме­ном (чи­сло­вое от­но­ше­ние – 9:8), а так­же две ок­та­вы (2:1) и двой­ная ок­та­ва (4:1). Вы­сот­ные зна­че­ния двух внутренних сту­пе­ней тет­ра­хор­да (эти ступени называются кину́менами) ме­ня­лись в за­ви­симо­сти от то­го или ино­го ро­да ме­ло­са (диа­то­ни­че­ско­го, хро­ма­ти­че­ско­го или энар­мо­ни­че­ско­го), в ис­то­ри­че­ски мно­го­образных ва­ри­ан­тах (см. Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем); кро­ме то­го, тет­ра­хор­ды раз­ных ро­дов в со­ста­ве кон­крет­ной С. с. мог­ли сме­ши­вать­ся.

Опи­са­ние С. с. (в раз­ной сте­пе­ни под­роб­но­сти) бы­ло обя­за­тель­ной ча­стью ан­тич­ных учеб­ни­ков гар­мо­нии Кле­о­ни­да, Гауденция (оба около 2 в.) и др., она об­су­ж­да­лась и в на­учных трак­та­тах Пто­ле­мея (2 в.), Аристида Квинтилиана (начало 4 в.). Впер­вые С. с. во всех трёх ро­дах ме­ло­са рас­счи­тал (в наи­мень­ших це­лых чис­лах) Бо­эций («Ос­но­вы му­зы­ки», начало 6 в.). Для средневековой Ев­ро­пы наи­бо­лее зна­чи­мой ста­ла диа­то­ническая раз­но­вид­ность ан­тич­ной Пол­ной не­из­мен­ной сис­те­мы, в современном уче­нии о гар­мо­нии оп­ре­де­ляе­мая как мик­со­диа­то­ни­че­ская. Имен­но она лег­ла в ос­но­ву се­ми­квин­то­вой мик­со­диа­то­ни­ки (с ва­ри­ант­ной сту­пе­нью b/h) гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла.

Лит.: Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. М., 2006; Hagel S. Ancient Greek music: A new technical history. Cambridge, 2009; Бо­эций. Ос­новы му­зы­ки / Под­готовка тек­ста, перевод с латинского и ком­ментарии С. Н. Ле­бе­де­ва. М., 2012; Пто­ле­мей К. Гар­мо­ни­ка в трех книгах. – Пор­фи­рий. Ком­мен­та­рий к «Гар­мо­ни­ке» Пто­ле­мея / Издание под­готовил В. Г. Цы­пин. М., 2013.

  • СОВЕРШЕ́ННАЯ СИСТЕ́МА полная система, в античной теории музыки  – звукоряд в полном объёме составляющих его ступеней; обобщённое представление всего звуковысотного материала музыки (2015)
Вернуться к началу