Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРО́БЕРГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФРО́БЕРГЕР (Froberger) Ио­ганн Якоб (18.5.1616, Штут­гарт – 7.5.1667, за­мок Эри­кур близ Мём­пель­гар­да, ны­не Мон­бель­яр, Фран­ция), немецкий ком­по­зи­тор, кла­ве­си­нист, ор­га­нист. Ос­но­вы музыкального об­ра­зо­ва­ния по­лу­чил в Штут­гарт­ской при­двор­ной ка­пел­ле, где его отец слу­жил ка­пель­мей­сте­ром. В 1637–41 учил­ся у Дж. Фре­ско­баль­ди в Ри­ме. Здесь в круг его об­ще­ния вхо­дили ком­по­зи­тор М. Рос­си и А. Кирхер (по­след­ний по­вли­ял на музыкальный стиль Ф., про­па­ган­ди­ро­вал со­чи­не­ния Ф. в сво­их трак­та­тах; творческие и дру­же­ские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ли их и в даль­ней­шем). В 1641–57 (с пе­ре­ры­вом) ор­га­нист при­двор­ной ка­пел­лы Фер­ди­нан­да III Габс­бур­га (Ве­на). В 1649–1653 ез­дил с ди­пло­ма­тическими по­ру­че­ния­ми им­пе­ра­то­ра по раз­ным стра­нам Ев­ро­пы. В од­ной из та­ких по­ез­док (1649–50, Дрез­ден) при­нял уча­стие в музыкальном со­стя­за­нии с из­вест­ным немецким ор­га­ни­стом М. Век­ма­ном, из ко­то­ро­го вы­шел по­бе­ди­те­лем; в дру­гой (1652–53, Па­риж) вы­сту­пал как кон­цер­ти­рую­щий ор­га­нист, по­зна­ко­мил­ся с Л. Ку­пе­ре­ном, французскими лют­ни­ста­ми Д. Го­тье, Ф. Дю­фо, Блан­кро­ше (Ш. Флё­ри). С 1662 учи­тель му­зы­ки и ком­по­зи­тор при дво­ре вдов­ст­вую­щей гер­цо­ги­ни Вюр­тем­берг­ской Си­бил­лы в Мём­пель­гар­де.

Ком­по­зи­тор­ское на­сле­дие Ф. со­сто­ит ис­клю­чи­тель­но из кла­вир­ной му­зы­ки (ток­ка­ты, фан­та­зии, ри­чер­ка­ры, ка­прич­чио, кан­цо­ны и др.). Ф. – один из соз­да­те­лей кла­вир­ной сюи­ты (все­го на­пи­сал 29 сю­ит), как пра­ви­ло, 4-ча­ст­ной (вклю­ча­ет ал­ле­ман­ду, жи­гу, ку­ран­ту и са­ра­бан­ду, при­чём в на­зван­ном по­ряд­ке). Осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют со­чи­не­ния в жан­рах ла­мен­то и близ­ком ему томбó («над­гро­бие»; франц. tombeau). Их от­ли­ча­ют мед­лен­ный темп, сво­бод­ная рит­ми­ка, ква­зи­им­про­ви­за­ци­он­ная фак­ту­ра и рап­со­дическая фор­ма (на­по­ми­наю­щие сти­ли­сти­ку французской «не­мет­ри­зо­ван­ной пре­лю­дии», prélude non mesuré), при­чуд­ли­вые сме­ны ме­ст­ных то­наль­ных цен­тров (от­кло­не­ния и мо­ду­ля­ции). Ост­ро­ту этих смен под­чёр­ки­ва­ет со­вре­мен­ная Ф. на­строй­ка ин­ст­ру­мен­та (см. в статье Строй му­зы­каль­ный), как, например, в «Том­бо на смерть Блан­кро­ше» (нис­хо­дя­щая гам­ма в ко­де сим­во­ли­зи­ру­ет ро­ко­вое па­дение лют­ни­ста с ле­ст­ни­цы), в «Пла­че на смерть Фер­ди­нан­да III», в пье­се «Раз­мыш­ле­ние о мо­ей бу­ду­щей смер­ти». В це­лом стиль Ф. оце­ни­ва­ет­ся как «ин­тер­на­цио­наль­ный», впи­тав­ший в се­бя эле­мен­ты фран­цуз­ской (в опи­сан­ных жан­рах) и италь­ян­ской (например, в «гек­са­хор­до­вой» Фан­та­зии № 1, в ток­ка­тах) кла­вир­ной му­зы­ки ба­рок­ко.

Нот­ные изд.: Neue Ausgabe sämtlicher ­Cla­vier- und Orgelwerke / Hrsg. von S. Rampe. Kassel, 1993–2011 (с пол­ным ка­та­ло­гом со­чи­не­ний Фро­бер­ге­ра).

Лит.: Siedentopf H. Studien zur Kompo­sition­s­technik J. J. Frobergers. Tüb., 1978; Aspe­ren B. van. A new Froberger manuscript // Journal of Seventeenth-Century Music. 2008. Vol. 13. № 1.

  • ФРО́БЕРГЕР Иоганн Якоб (18.5.1616–7.5.1667), нем. композитор, клавесинист, органист (2017)
Вернуться к началу