ФРО́БЕРГЕР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРО́БЕРГЕР (Froberger) Иоганн Якоб (18.5.1616, Штутгарт – 7.5.1667, замок Эрикур близ Мёмпельгарда, ныне Монбельяр, Франция), немецкий композитор, клавесинист, органист. Основы музыкального образования получил в Штутгартской придворной капелле, где его отец служил капельмейстером. В 1637–41 учился у Дж. Фрескобальди в Риме. Здесь в круг его общения входили композитор М. Росси и А. Кирхер (последний повлиял на музыкальный стиль Ф., пропагандировал сочинения Ф. в своих трактатах; творческие и дружеские отношения связывали их и в дальнейшем). В 1641–57 (с перерывом) органист придворной капеллы Фердинанда III Габсбурга (Вена). В 1649–1653 ездил с дипломатическими поручениями императора по разным странам Европы. В одной из таких поездок (1649–50, Дрезден) принял участие в музыкальном состязании с известным немецким органистом М. Векманом, из которого вышел победителем; в другой (1652–53, Париж) выступал как концертирующий органист, познакомился с Л. Купереном, французскими лютнистами Д. Готье, Ф. Дюфо, Бланкроше (Ш. Флёри). С 1662 учитель музыки и композитор при дворе вдовствующей герцогини Вюртембергской Сибиллы в Мёмпельгарде.
Композиторское наследие Ф. состоит исключительно из клавирной музыки (токкаты, фантазии, ричеркары, каприччио, канцоны и др.). Ф. – один из создателей клавирной сюиты (всего написал 29 сюит), как правило, 4-частной (включает аллеманду, жигу, куранту и сарабанду, причём в названном порядке). Особую группу образуют сочинения в жанрах ламенто и близком ему томбó («надгробие»; франц. tombeau). Их отличают медленный темп, свободная ритмика, квазиимпровизационная фактура и рапсодическая форма (напоминающие стилистику французской «неметризованной прелюдии», prélude non mesuré), причудливые смены местных тональных центров (отклонения и модуляции). Остроту этих смен подчёркивает современная Ф. настройка инструмента (см. в статье Строй музыкальный), как, например, в «Томбо на смерть Бланкроше» (нисходящая гамма в коде символизирует роковое падение лютниста с лестницы), в «Плаче на смерть Фердинанда III», в пьесе «Размышление о моей будущей смерти». В целом стиль Ф. оценивается как «интернациональный», впитавший в себя элементы французской (в описанных жанрах) и итальянской (например, в «гексахордовой» Фантазии № 1, в токкатах) клавирной музыки барокко.