Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУЛЕ́НК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПУЛЕ́НК (Poulenc) Фран­сис (7.1.1899, Па­риж – 30.1.1963, там же), французский ком­по­зи­тор. Систематического музыкального образования не получил. Иг­ре на фортепиано учил­ся у Р. Винь­е­са (1914–17). Композиторский дебют («Негритянская рапсодия» для голоса и инструментального ансамбля) состоялся в Париже в 1917. Ус­пешными были первые исполнения (также в Париже) других камерных сочинений П. —  вокального цикла «Бес­тиа­рий» на сло­ва Г. Апол­ли­не­ра («Le bestiaire», 1919) и фортепианной сюиты «Три вечных движения» (1919).  В 1921–24 брал уроки ком­по­зи­ции у Ш. Кёк­ле­на. Один из наи­бо­лее зна­чительных ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки», при­ни­мал уча­стие в кол­лек­тивных со­чи­не­ни­ях этой груп­пы (написал 2 части ба­лета «Но­во­брач­ные на Эй­фе­ле­вой баш­не», Па­риж, 1921). По за­ка­зу С. П. Дя­ги­ле­ва на­пи­сал од­но­акт­ный ба­лет «Ла­ни» («Les biches», по мо­ти­вам кар­тин А. Ват­то; Мон­те-Кар­ло, 1924, ба­летмейстер Б. Ф. Ни­жин­ская). В даль­ней­шем соз­дал ещё 2 со­чи­не­ния в ба­лет­ном жан­ре: «Ут­рен­няя се­ре­на­да» («Aubade»; Па­риж, 1929, ба­летмейстер Ни­жин­ская) и «При­мер­ные животные» («Les animaux modèles», по бас­ням Ж. де Ла­фон­те­на; Па­риж, 1942, ба­летмейстер С. Ли­фарь). Фортепианные партии собственных сочинений П. зачастую исполнял сам, в том числе в 1948 и 1950 солировал в Карнеги-холле. До конца 1950-х гг. гастролировал на концертной эстраде как ак­ком­па­ниа­тор пев­ца П. Бер­на­ка и певицы Д. Дюваль.

С середины 1930-х гг. зна­чительное ме­сто в твор­че­ст­ве П. за­ня­ла ду­хов­ная (преимущественно хоровая) му­зы­ка в рам­ках ка­то­лической тра­ди­ции: «Ли­та­нии Чёр­ной ма­дон­не» («Litanies à la vierge noire»; име­ет­ся в ви­ду де­ревянная ста­туя во французском г. Ро­ка­ма­дур; 1936), Мес­са (1937), 4 по­ка­ян­ных мо­те­та (1939), «Stabat Mater» (1951), 4 ро­ж­де­ст­вен­ских мо­те­та (1952), мотеты «Salve Regina» (1941) и «Ave verum corpus» (1952) , «7 рес­пон­со­ри­ев Тёмной ут­ре­ни» («Sept répons des Ténèbres»; 1962). В го­ды ок­ку­па­ции Па­ри­жа германскими вой­ска­ми П. на­пи­сал кан­та­ту для двой­но­го сме­шан­но­го хо­ра a cap­pella «Лик че­ло­ве­че­ский» («Figure hu­maine», 1943, на текст П. Элюа­ра из сборника «По­эзия и прав­да 1942 го­да»; по­свя­ще­на П. Пи­кас­со), в ко­то­рой от­ра­зил пат­рио­тические на­строе­ния фран­цу­зов. Кан­та­та впер­вые ис­пол­не­на 25.3.1945 на английском языке по ра­дио Би-Би-Си, впер­вые во Фран­ции про­зву­ча­ла в 1947. Центр твор­че­ст­ва П. – три опе­ры: «Гру­ди Ти­ре­сия» (1944, по сюр­реа­ли­стической пье­се Апол­ли­не­ра; Па­риж, «Опе­ра-Ко­мик», 1947), «Диа­ло­ги кар­ме­ли­ток» (по пье­се Ж. Бер­на­но­са; Ми­лан, «Ла Ска­ла», 1957, на итальянском языке, под управлением Н. Санд­зоньо; впер­вые на французском языке по­став­ле­на в том же го­ду в Па­риж­ской опе­ре) и «Че­ло­ве­че­ский го­лос» (на текст Ж. Кок­то; Па­риж, «Опе­ра-Ко­мик», 1959). Сре­ди часто исполняемых сочинений П. «Сель­ский кон­церт» для кла­ве­си­на с ор­ке­ст­ром («Concert champêtre», 1928, по­свя­щён В. Лан­дов­ской), Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Кон­церт для ор­га­на, струн­ного ор­ке­ст­ра и ли­тавр (1938), кантата «Бал-маскарад» для баритона и октета инструментов (1932). П. на­пи­сал свыше 160 пе­сен (франц. mélodies), в том числе вокальные циклы, на сти­хи Г. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. де Вильморен и других по­этов, многие сочинения для камерных инструментальных составов.

П. писал в тра­диционных жан­рах и техниках, преимущественно в гомофонном складе. Боль­шин­ст­ву его со­чи­не­ний свой­ст­вен­ны изя­ще­ст­во и эле­гант­ность, иро­нич­ность и ме­лан­хо­лич­ность, рельефные мелодии, узнаваемые (иногда на грани банальности) ритмоформулы. В гармонии П. не вы­хо­дил за пре­де­лы расширенной ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти с мо­да­лиз­ма­ми [Бравурная ария и Финал из кантаты «Бал-маскарад», «Petite ronde» из фортепианной сюиты «Деревенские зарисовки» (1933) и мн. др.]. На стиль его со­чи­не­ний 1920-х – середины 1930-х гг. по­влия­ла эс­те­ти­ка «Шес­тёр­ки» (ис­поль­зо­ва­ние по­пу­ляр­ной му­зы­ки Па­ри­жа) и Э. Сати. Под влиянием И. Ф. Стравинского отдал дань неоклассицизму (Сельский концерт, Утренняя серенада). Песни П. начиная со 2-й половины 1940-х гг. обнаруживают всё большее влияние М. П. Мусоргского (особенно в цикле «детских» песен «Соломка», 1960), которое проявляет себя в декламационном стиле мелодики, в трактовке фортепианной партии как равноценной с партией вокалиста, отчасти даже в гармонии. Как экс­пе­ри­мент в об­лас­ти мелодической дек­ла­ма­ции рассматривается вся мо­но­опе­ра «Че­ло­ве­че­ский го­лос» («ому­зы­ка­лен­ный» раз­го­вор по те­ле­фо­ну бро­шен­ной жен­щи­ны с воз­люб­лен­ным). Опера «Диа­ло­ги кар­ме­ли­ток» – наи­бо­лее зна­чи­мое в этическом ас­пек­те и эмо­цио­наль­но силь­ное со­чи­не­ние П. Её сю­жет ос­но­ван на ис­то­рическом со­бы­тии: 17.7.1794, за несколько дней до па­де­ния яко­бин­ской дик­та­ту­ры, 16 мо­на­хинь кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря в Ком­пь­е­не бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти ре­во­люционным три­бу­на­лом и гиль­о­ти­ни­ро­ва­ны (в 1906 при­чис­ле­ны к ли­ку бла­жен­ных); се­ку­ля­ри­за­цию во вре­мя Французской ре­во­лю­ции конца 18 в. П. ос­мыс­ли­ва­ет как тра­ге­дию в отечественной ис­то­рии. Ме­ло­дический стиль оперы со­еди­ня­ет во­каль­ную дек­ла­ма­цию и тра­ди­ции французской во­каль­ной му­зы­ки конца 19 – начала 20 вв. (вос­хо­дят к опе­ре «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си, му­зы­ке М. Ра­ве­ля). Финал оперы (сцена гильотинирования) – образцовый с точки зрения сочетания духовного и светского начал, типичного для творчества композитора в целом. Молитвословный текст знаменитого католического антифона «Salve Regina» П. положил на собственную музыку, которую структурировал и эффектно инструментовал в соответствии с «натуралистической» драматургией сцены.

 

Соч.: E. Chabrier. P., 1961; Пись­ма / Сост. Г. Фи­лен­ко. Л., 1970; Днев­ник мо­их пе­сен. Я и мои дру­зья. М., 2005.

Лит.: Мед­ве­де­ва И. Ф. Пу­ленк. М., 1969; Hell H. F. Poulenc, musicien français. P., 1978; Bernac P. F. Poulenc et ses mélodies. P., 1978; Daniel K. W. F. Poulenc: his artistic development and musical style. Ann Arbor, 1982; Keck G. R. F. Poulenc: a bio-bibliography. N. Y., 1990; Mellers W. F. Poulenc. Oxf.; N. Y., 1993; Machart R. F. Poulenc. P., 1995; Schmidt C. B. The music of F. Poulenc: a catalogue. Oxf., 1995; idem. Entrancing muse: a documented biography of F. Poulenc. L., 2001; Ivry B. F. Poulenc. L., 1996.

  • ПУЛЕ́НК Франсис (7.1.1899–30.1.1963), франц. композитор, пианист (2015)
Вернуться к началу