ВАСИЛЕ́НКО
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАСИЛЕ́НКО Сергей Никифорович [18(30).3.1872, Москва – 11.3.1956, там же], российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Узбекской ССР (1939), народный артист РСФСР (1940); доктор искусствоведения (1943). Из дворян. В 1895 окончил юридический факультет Московского университета, в 1901 – Московскую конерваторию (теории музыки учился у С. И. Танеева, инструментовке и композиции – у М. М. Ипполитова-Иванова). Под руководством С. В. Смоленского изучал древнерусское крюковое пение, образцы которого использовал в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (на сюжет старообрядческой легенды, 1901; поставлена в 1903 в Москве). В 1907–17 дирижировал организованными им при ИРМО общедоступными симфоническими «Историческими концертами», для которых аранжировал найденные им рукописи старинной музыки. Гастролировал как дирижёр, в том числе в Берлине, Лейпциге, Гельсингфорсе (Хельсинки). С 1907 профессор Московской консерватории, в 1932–41 и с 1943 заведовал кафедрой инструментовки. Среди учеников: А. В. Александров (см. Александровы), А. Н. Александров, Н. С. Голованов, А. Ф. Козловский, Г. С. Милютин, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Н. А. Рославец, А. И. Хачатурян). В творчестве опирался на традиции русской музыки 19 в. и колористические завоевания музыкального импрессионизма. В симфонической поэме «Сад смерти» (по «Кентервильскому привидению» О. Уайльда, 1908) обратился к литературному символизму. После 1917 активно участвовал в строительстве советской музыкальной культуры; один из организаторов музыкального радиовещания (1925). Уделял большое внимание искусству народов СССР, был автором первых узбекских музыкально-сценических произведений: оперы «Буран» (совместно с М. А. Ашрафи; 1939, Ташкент), балета «Акбиляк» (1943, там же; 2-я редакция под названием «Озодачехра» – 1951, там же). Среди музыкальных сочинений: оперы «Сын Солнца» (1929, Москва), «Христофор Колумб» (1933, отрывки исполнялись в концертах), «Суворов» (1941; поставлена в 1942, Свердловск); балеты «Нойя» (1923), «Иосиф Прекрасный» (1925, Москва), «В солнечных лучах» (1926, Одесса), «Лола» (1926; 2-я редакция – 1943, Москва), «Карусель» (1933, там же), «Цыганы» (по А. С. Пушкину, 1937, Ленинград), «Мирандолина» (по комедии «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1949, Москва); 5 симфоний (1906–1934), симфонические сюиты (в том числе «В солнечных лучах», 1911), концерты с оркестром для фортепиано (1949), для скрипки (1913, 1952) и др.; камерно-инструментальные произведения; романсы (св. 200), обработки народных песен, музыка к спектаклям драматического театра и фильмам. Государственная премия СССР (1947). Награждён 2 орденами Ленина.