Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛОДИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМУЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МЕЛОДИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМУЛА (англ. melodic formula, intonation formula, нем. Melodieformel, Intonationsformel), устойчивый мелодический оборот, переходящий из одной музыкальной композиции в другую. Одна из важнейших категорий монодического лада модального типа (см. Монодия, Модальность), характерного для западного григорианского пения, древнерусского знаменного распева, арабского макама, индийской раги, эстонских рунических песен, русских календарных песен и др. Из отдельных мелодических формул по принципу центонизации могут складываться целостные типизированные мелодии, или «мелодии-модели» (англ. type-melody, melody type, нем. Typusmelodie), «формульные напевы».

Значимость мелодических формул в разных монодических традициях разных традиционных культур и регионов неодинакова, в пределах одной культуры неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Например, в григорианике значение мелодических формул велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus (в тракте, интроите, коммунио) и значительно меньше  в других литургических жанрах (гимнах, секвенциях). Некоторые жанры знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные из мелодических формул, в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (т. е. центонизации как техники композиции нет). Мелодические формулы встречаются в церковной полифонии Западной Европы (например, в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы, в церковной музыке Дж. П. да Палестрины), однако значение их как идентификаторов многоголосного лада точно не установлено и составляет предмет острой научной дискуссии.

Древние мелодии-модели для 8 церковных ("григорианских") тонов. Транскрипция из южнофранцузского тонария нач. 10 в. (F-Pn lat. 1121, fol. 201v-205v). Псевдолитургические стихи с числительными в начале...

Мелодическая формула  современное типологически обобщённое название теоретической категории, для рефлексии которой в исторические времена использовались разные термины. В древнегреческой музыке мелодия-модель называлась (предположительно) словом «ном» (др.-греч. νόμος), в византийском церковном распеве  «эни́хима» (греч. ἐνήχημα), в иранском дастгяхе  «гуше»; в знаменном распеве (например, в азбуках певческих) короткая мелодическая формула называлась словом попевка, а целостная мелодия-модель  погласица (буквальный перевод слова ἐνήχημα). Для обозначения мелодических формул в псалмовых тонах западной (латинской) монодии использовались термины: интонация (первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), EUOUAE (по гласным стандартного окончания малого словословия seculorum amen; она же – дифференция, лат. differentia – формула окончания). В григорианике, помимо псалмовых тонов, в 9–12 вв. практиковались мнемонические мелодии-модели для настройки на церковный тон (например, для 1-го из церковных ладов  с инципитом «Primum quaerite», для 2-го  «Secundum autem», для 3-го  «Tertia dies» и т. д.), т. е. своеобразные схемы развёртывания модального лада. Примеры таких «распевочных» мелодий-моделей находятся в старинных нотных рукописях (например, в тонариях), а также в теоретических трактатах (например, в «Послании о незнакомом распеве» Гвидо Аретинского), где они называются невмами. Мелодии-модели встречались и в старинной светской музыке. К ним относятся «тоны» миннезингеров и (подражавших миннезингерам) мейстерзингеров.

Слово «попевка» широко использовалось в советском музыковедении по отношению к любым культурным и историческим традициям (например, по отношению к григорианскому хоралу и восточной монодии у Ю. Н. Холопова), в т. ч. для обозначения устойчивых мелодических оборотов в народных песнях.

 

Raasted J. Intonation formulas and modal signatures in Byzantine musical manuscripts. Copenhagen, 1966; Bailey T. The intonation formulas of Western chant. Toronto, 1974; Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.1: Grundlagen. Kassel, 1995; Лозовая И.Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.): формульная структура. М., 2015.

Вернуться к началу