Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНСА́МБЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ансамбль Дворцовой площади в С.-Петербурге. Фото А. И. Нагаева

АНСА́МБЛЬ (франц. en­sem­ble, букв. – вме­сте, сра­зу), 1) в изо­бра­зит. иск-ве и ар­хи­тек­ту­ре – гар­мо­ни­че­ское един­ст­во ху­дож. ком­по­нен­тов, от­но­ся­щих­ся к од­но­му или раз­ным ви­дам иск-ва (жи­во­пись, скульп­ту­ра, ар­хи­тек­ту­ра; см. в ст. Син­тез ис­кусств). В ар­хи­тек­ту­ре раз­ли­ча­ют гра­до­стро­ит., ланд­шафт­ный, ин­терь­ер­ный А. Мо­гут фор­ми­ро­вать­ся од­но­вре­мен­но или скла­ды­вать­ся в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. Важ­ную роль иг­ра­ют при­род­ные ус­ло­вия: рель­еф ме­ст­но­сти и вод­ная сре­да час­то вклю­ча­ются в гра­до­стро­ит., двор­цо­во-пар­ко­вые и уса­деб­ные А. (Вер­саль, Пет­ро­дво­рец, Кус­ко­во и др.). А. воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря еди­но­му про­странств., мас­штаб­но­му и рит­мич. ре­ше­нию всех об­ра­зую­щих его зда­ний, час­то вклю­ча­ет ин­же­нер­ные со­ору­же­ния – мос­ты, на­бе­реж­ные, ле­ст­ни­цы. Ка­ж­дая из час­тей А. ча­ще все­го пред­став­ля­ет со­бой са­мо­сто­ят. ху­дож. це­лое. А. мо­жет стро­ить­ся на по­до­бии мо­ти­вов и эле­мен­тов (А. клас­си­циз­ма) ли­бо на мно­го­об­ра­зии ком­по­нен­тов и их кон­тра­сте (А. ба­рок­ко). Для де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва ва­жен пред­мет­ный А., строя­щий­ся на сти­ли­стич. един­ст­ве отд. про­из­ве­де­ний иск-ва (ме­бель­ный гар­нитур, сер­виз, кос­тюм, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния и т. д.). 2) А. в те­ат­раль­ном иск-ве – со­гла­со­ван­ность со­вме­ст­ной иг­ры ак­тё­ров. Воз­рас­та­ние ро­ли ре­жис­сё­ра к кон. 19 в. воз­ве­ло А. в ка­че­ст­во ху­дож. прин­ци­па. Оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние при­об­рёл в прак­ти­ке Мей­нин­ген­ско­го те­ат­ра и т. н. сво­бод­ных те­ат­ров, осо­бен­но МХТ. Соз­дан­ная К. С. Ста­ни­слав­ским сис­те­ма ра­бо­ты ак­тё­ра над ро­лью (см. Ста­ни­слав­ско­го сис­те­ма) вклю­ча­ет об­ще­ние, взаи­мо­дей­ст­вие и внутр. связь ак­тё­ров ме­ж­ду со­бой в про­цес­се их твор­че­ст­ва в круг осн. ус­ло­вий сце­нич. мас­тер­ст­ва. На­чав с по­ня­тия А. как еди­но­го по­ни­ма­ния пье­сы, те­атр при­шёл к ут­вер­жде­нию «глу­бо­ко­го ан­самб­ля» (тер­мин Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко). А. стал сред­ст­вом ре­ше­ния слож­ных ху­дож. за­дач (ха­рак­те­ри­сти­ка сре­ды, эпо­хи, по­строе­ние мас­со­вых сцен, соз­да­ние эмо­цио­наль­ной ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия – «на­строе­ния», рас­кры­тие «вто­ро­го пла­на», «под­тек­ста» и пр.). Позднее тер­мин при­об­рёл бо­лее ши­ро­кий смысл: гар­мо­нич­ное со­че­та­ние всех ком­по­нен­тов спек­так­ля, под­чи­нён­ных еди­но­му за­мыс­лу. 3) В му­зы­ке А. – про­из­ве­де­ние для груп­пы ис­пол­ни­те­лей, сам ис­пол­нитель­ский кол­лек­тив, а так­же про­цесс со­вме­ст­но­го ис­пол­не­ния (му­зи­ци­ро­ва­ния, иг­ры). При­ме­ни­тель­но к фольк­ло­ру, проф. му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции А. – обо­зна­че­ние лю­бо­го не­боль­шо­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го и/или во­каль­но­го кол­лек­ти­ва и его иг­ры. В ев­роп. му­зы­ке 18–20 вв. вы­ра­бо­та­лись ус­той­чи­вые ви­ды А., сре­ди них ос­нов­ные – ду­эт, трио или тер­цет, квар­тет, квин­тет, сек­стет, сеп­тет, ок­тет, но­нет; не­ко­то­рые из них мо­гут вхо­дить в со­став бо­лее круп­но­го це­ло­го (опе­ры, ора­то­рии, кан­та­ты). В муз.-сце­нич. жан­рах А. – со­вме­ст­ное ис­пол­не­ние во­каль­но­го но­ме­ра, тан­ца дву­мя или бо­лее со­лис­та­ми, а так­же груп­па ар­ти­стов, вы­сту­па­ю­щая как еди­ный ху­дож. кол­лек­тив.

Вернуться к началу