Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РАЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова
Г. фон Караян.

КА́РАЯ́Н (Karajan) Гер­берт фон (5.4.1908, Зальц­бург – 16.7.1989, Аниф, близ Зальц­бур­га), австр. ди­ри­жёр. В 1926 окон­чил конс. «Мо­цар­те­ум» (по клас­сам фп. Ф. Лед­вин­ки, ком­по­зи­ции Б. Па­ум­гарт­не­ра), в 1929 – Вен­скую муз. ака­де­мию (по клас­сам фп. Й. Хоф­ман­на, ди­ри­жи­ро­ва­ния А. Вун­де­ре­ра и Ф. Шаль­ка). С 1917 вы­сту­пал как пиа­нист. В ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра де­бю­ти­ро­вал в 1929 в Гор. те­ат­ре Уль­ма («Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та). Ру­ко­во­дил лет­ни­ми кур­са­ми ди­ри­жи­ро­ва­ния в «Мо­цар­те­уме» (1929–1934), был му­зик­ди­рек­то­ром в Ахе­не (1934–42), ру­ко­во­дил Прус­ской гос. ка­пел­лой в Бер­ли­не (1939–45). В 1930–1940-е гг. ди­ри­жи­ро­вал опе­ра­ми Р. Ваг­не­ра (в Вен­ской гос. опе­ре, 1937, Не­мец­кой гос. опе­ре в Бер­ли­не, 1938–44), сим­фо­ния­ми Л. ван Бет­хо­ве­на, А. Брук­не­ра. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пал с кон­цер­та­ми для ок­ку­па­ци­он­ных войск Гер­ма­нии в Па­ри­же, Бу­да­пеш­те, Бу­ха­ре­сте; га­ст­ро­ли­ро­вал в Ита­лии. В 1946–47 ему бы­ло за­пре­ще­но вы­сту­пать пуб­лич­но за член­ст­во в на­цио­нал-со­циа­ли­стич. пар­тии.

Один из круп­ней­ших ди­ри­жё­ров 20 в. (его на­зы­ва­ли «ге­не­раль­ным му­зик­ди­рек­то­ром Ев­ро­пы»). С 1947 ди­ри­жёр, с 1948 по­жиз­нен­ный поч. чл. Вен­ско­го об-ва дру­зей му­зы­ки. Воз­глав­лял луч­шие муз. кол­лек­ти­вы Ев­ро­пы: Вен­ский фи­лар­мо­ни­че­ский (с 1946; га­ст­ро­ли­ро­вал с ним в СССР в 1962) и Вен­ский сим­фо­ни­че­ский (1948–53) ор­ке­ст­ры, Вен­ское хо­ро­вое об-во (с 1948), ми­лан­ский те­атр «Ла Ска­ла» (в 1948–68 по­сто­ян­ный ди­ри­жёр; га­ст­ро­ли­ро­вал с ним в СССР в 1964), Вен­скую гос. опе­ру (в 1956–64 муз. рук., в 1977–79 ди­ри­жёр), Бер­лин­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1955–89; га­ст­ро­ли­ро­вал с ним в СССР в 1969), ор­ке­ст­ры Лон­до­на («Фи­лар­мо­ния», с 1946; в 1959 гл. ди­ри­жёр) и Па­ри­жа (1969–71) и др. Не­од­но­крат­но участ­во­вал в ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­лях: в Лю­цер­не (1948–88), Бай­рёй­те (1951–52), Эдин­бур­ге (1953–54). С 1948 при­ни­мал уча­стие в Зальц­бург­ском фес­ти­ва­ле (в 1964–88 худ. рук.; сре­ди по­ста­но­вок: «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го, на рус. яз., 1965), ор­га­ни­зо­вал Пас­халь­ный (1967) и Тро­иц­кий (1973) фес­ти­ва­ли в Зальц­бур­ге. Час­то вы­сту­пал как опер­ный ре­жис­сёр, ра­бо­тал с луч­ши­ми со­лис­та­ми сво­его вре­ме­ни.

К. за­пи­сал (с 1938 ау­дио­за­пи­си, с 1965 ки­но­вер­сии, за­тем ви­део­за­пи­си опер и кон­цер­тов) прак­ти­че­ски весь свой ре­пер­ту­ар, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ла ав­ст­ро-не­мец­кая му­зы­ка от И. С. Ба­ха до Р. Штрау­са и К. Ор­фа (в т. ч. все сим­фо­нии Бет­хо­ве­на, «Коль­цо ни­бе­лун­га» Р. Ваг­не­ра); из рус. ком­по­зи­то­ров мно­го ис­пол­нял П. И. Чай­ков­ско­го (все сим­фо­нии, ряд сим­фо­нич. по­эм), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ор­ке­ст­ро­вые со­чи­не­ния), М. П. Му­сорг­ско­го.

В 1968 ос­но­вал Фонд Ка­рая­на, ко­то­рый про­во­дит Ме­ж­ду­нар. кон­кур­сы мо­ло­дых ди­ри­жё­ров и ор­ке­ст­ров, суб­си­ди­ру­ет и пуб­ли­ку­ет ис­сле­до­ва­ния по пси­хо­ло­гии муз. вос­прия­тия. В 1983 ЮНЕСКО уч­ре­ди­ло Меж­ду­нар. приз им. Ка­рая­на за за­слу­ги в об­лас­ти раз­ви­тия муз. иск-ва. В 1995 в Ве­не ос­но­ван Центр Ка­рая­на.

Лит.: Karajan, oder die kontrollierte Eksta­se / Hrsg. P. Csobadi. W., 1988; Stresemann W. Ein seltsamer Mann…: Erinnerungen an H. von Karajan. Fr./M., 1991; Lang K. H. von Kara­jan. Der philharmonische Alleinherrscher. Z., 1992; Osborne R. H. von Karajan: a life in mu­sic. L., 1998; H. von Ka­ra­jan: Bilder eines Le­bens / Hrsg. von P.-H. Verlhac. B., 2007; Ka­rajan E. von. Mein Le­ben an seiner Seite. B., 2008; Uehling P. Karajan. Eine Bio­gra­phie. 2. Aufl. Reinbek bei Hamburg, 2008.

Вернуться к началу