ЛЬВОВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬВОВ Алексей Фёдорович [25.5(5.6).1798, имение Фалль, близ Ревеля, ныне пос. Кейла-Йоа Харьюского у., Эстония – 16(28).12.1870, имение Романь Ковенской губ., ныне Каунасского у., Литва], рос. скрипач, композитор, дирижёр; ген.-м. (1843), тайн. сов. (1853), сенатор (1855), обер-гофмейстер (1862). Внучатый племянник Н. А. Львова. Сын Фёдора Петровича Львова (1766–1836) – поэта и писателя, директора Придворной певческой капеллы (1826–36). Получил хорошее домашнее муз. образование, игре на скрипке учился в т. ч. у Ф. Бёма (С.-Петербург). В 1818 окончил Корпус инженеров путей сообщения; получив офицерский чин, до 1825 служил в воен. поселениях А. А. Аракчеева; с того же года адъютант А. Х. Бенкендорфа. С 1826 флигель-адъютант. В 1828–33 состоял в свите имп. Николая I «для производства дел, до вояжей относящихся». В 1833 по поручению императора написал музыку гимна «Боже, царя храни» [на текст В. А. Жуковского; гимн впервые исполнен в Придворной певческой капелле 23.11(5.12).1833; 11(23).12.1833 состоялось публичное исполнение гимна в моск. Большом театре]. В 1837–61 директор Придворной певческой капеллы, в которой в 1839 открыл инструментальные классы (существовали до 1845, возобновлены в 1856); совм. с Г. Я. Ломакиным впервые полностью гармонизовал годичный обиход православного церковного пения (1848–58). В 1850 основал Петерб. концертное об-во, пропагандировавшее зап.-европ. музыку. Европ. известность получил возглавлявшийся им струнный квартет (в его составе – Л., В. В. Маурер, Г. Вильде, Матвей Ю. Виельгорский; 1835–55). Хозяин муз. салона (в 1835–1844 в доме барона Б. А. Фредерикса, в 1844–68 в собств. доме), в котором участвовали лучшие отечественные и приезжие музыканты.
Л. – крупнейший рос. скрипач 1-й пол. 19 в.; в России выступал в кружках, гостиных, салонах и т. п., за рубежом – публично. Деятельность Л. способствовала развитию и пропаганде рус. инструментальной (особенно скрипичной) и хоровой музыки; его высоко ценили Р. Шуман, Г. Берлиоз. Композиторское творчество Л. эклектично. Среди сочинений: оперы – «Бианка и Гуальтьеро» (1844, Дрезден; 1845, С.-Петербург), «Ундина» (1848), «Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародёры в 1812 г.» (1854; обе пост. в С.-Петербурге); Концерт для скрипки с оркестром, фантазия для скрипки и виолончели «Le duel», 24 каприса и пьесы для скрипки, хоры («Херувимская песнь» № 1, «Достойно есть» № 2, «Вечери твоея тайныя» и др.), романсы.