МУГА́М
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУГА́М, гл. вид (жанр) азерб. проф. музыки устной традиции. Часть общевосточной культуры макамата (см. в ст. Макам). Поэтич. основа М. – газели классич. и совр. поэтов. Монодийное мугамное иск-во развивалось на протяжении мн. веков, передаваясь из поколения в поколение. Метод обучения основан на слуховом восприятии, запоминании и творч. осмыслении мугамной информации, передаваемой от мастера (устад) к ученику (шагирд). Циклич. мугамные композиции воплощаются в малых и крупных инструментальных (сольных) и вокально-инструментальных (ансамблевых) формах. В основе мугамной композиции лежат лады-М. (модусы), каждый из которых имеет характерную заключит. мелодич. формулу (аяг). Композиции, основанные на родственных ладах, могут объединяться в крупные многочастные циклы – дастгяхи. Важная особенность азерб. М. – импровизация метрически свободной орнаментальной мелодии в рамках определённого канона. Исполнители имеют также некоторую свободу при составлении мугамной композиции (выбор частей, их последовательность и количество). В зависимости от локальных особенностей, времени (сезон, время суток) исполнения, таланта исполнителя одноим. мугамы могут иметь разные варианты. Сохраняются школы М.: бакинская, карабахская, ширванская и др.
Корни М. – в ритуальных песнопениях «муган» (возможный прототип слова «мугам»), гимнах-гатах зороастрийских жрецов-мугов, распространённых до 1-го тыс. до н. э. на территории Азербайджана и Ирана. Тексты их зафиксированы в Авесте, музыка сохранялась до средних веков (строки, удостоверяющие наличие в репертуаре придворных музыкантов зороастрийских мелодий, – в поэме «Игбалнаме» Низами Гянджеви). Имеющиеся в совр. М.-дастгяхах части под названиями Гебри (букв. – зороастрийский), Новруз (Новый день/год), Мани (назв. др.-тюрк. муз.-поэтич. жанра; имя религ. проповедника 3 в., основателя манихейства) связаны с традициями доисламского периода. Предположительно первые циклич. формы – предки совр. М. («Хосрованийят») созданы Барбадом (Борбадом), придворным музыкантом иран. шаха Хосрова II Парвиза (кон. 6 – 1-я треть 7 вв.). К 11 в. осн. концепция мугамного жанра была разработана в исполнительской практике. В 12 в. были известны 12 мугамов: Раст, Ирак, Ушшаг, Зирафкенд, Бусалик, Сипахан (Исфахан), Нава, Бестэ, Бадэ, Новруз, Рахови, Хесар. Становление мугамного иск-ва имело влияние и на др. муз. жанры, в частности религиозные. Муз. наука, основываясь на звучащем материале тюркских, персидских и арабских народов, способствовала созданию общевосточной системы макамата, но при этом имела разные направления. В средние века выделились 2 осн. направления: космологическое, особенно развившееся в послеклассич. период (с 15 в.), и «математическое» (классическое). К 1-му принадлежали последователи античного учения гармонии сфер: Кинди, «Братья чистоты», ас-Сафиди (14 в.), Кыршехри (15 в.), Мирза-бей (17 в.), авторы трактатов «Бехчат ар-Рух», «Рухпервер» (оба 17 в.); ко 2-му, связанному с учением Аристотеля, – Фараби и его последователи Ибн Сина, Сафи ад-Дин, Абд аль-Кадир (Абдулгадир Мараги). Сафи ад-Дин (13 в.) создал систему, состоящую из 12 осн. мугамов-ладов (даире) и 6 производных (авазе), основанную на 17-ступенном звукоряде в пределах октавы. Абд аль-Кадир (2-я пол. 14 – 1-я треть 15 вв.) продолжил эту систему, дав детальную разработку 2-й группы производных М. – 24 шобе.
Термин «мугам/макам» (варианты произношения при одинаковых значениях – «место, стоянка») в муз. науке распространился в 14 в. До этого для обозначения лада использовались иран. и араб. термины: «рах» (букв. – путь, способ), «пардэ» (ладок, перемычка), «даира» (период, круг), «шадд» (нить жемчуга), «джам» (совокупность [звуков]). Разработка термина «М.» дана в трудах Абд аль-Кадира. В средние века названия форм и жанров не совпадали с названиями ладов, лежащих в их основе; такое совпадение произошло позднее и сохранилось поныне.
К 14 в. в проф. музыке Азербайджана сформировалась разветвлённая ладовая система, однако, несмотря на наличие большого разнообразия звукорядов (Сафи ад-Дин называет 84, Абд аль-Кадир – 91, сын последнего Абдулазиз – 104), количество осн. ладов не превышало 12. Гл. критерием отбора явилось их благозвучие и широкие возможности для ладового «разветвления», образования производных ладов-шобе. Вероятно, схожими критериями руководствовался в 1-й пол. 20 в. У. Гаджибеков, создавая свою ладовую теорию. Опираясь на теории великих предшественников (в их числе – Мир Мохсун Навваб) и богатый слуховой опыт, он остановился на 7 основных (Раст, Шур, Сегях, Шуштер, Чаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн) и 3 побочных (Чаргях 2-го вида, Шахназ, Сарендж) М., а также сети производных от них ладов-шобе. В 1970-е гг. азерб. музыковед М. Исмайлов для обозначения лада ввёл в науч. обиход термин «магам», а термин «мугам» стал означать жанр, композицию (такая терминология используется в теоретич. трудах на азерб. яз.).
Классич. вид ансамбля, исполняющего М., – т. н. мугамное трио, состоящее из певца-ханенде (чаще это мужчина), аккомпанирующего себе на гавале (разновидность большого круглого бубна), и двух инструменталистов (сазенде), играющих на таре и кеманче. Большую роль в развитии мугамного иск-ва сыграли действовавшие в городах Азербайджана с 1820-х гг. до нач. 20 в. муз.-лит. общества и собрания – меджлисы. Традиция таких меджлисов, собиравших ценителей классич. поэзии и музыки, восходит к далёкому прошлому, в т. ч. к придворной культуре. Среди крупнейших представителей мугамного иск-ва 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв.: певцы-ханенде – Гаджи Гуси, Саттар, Джаббар Карягды, Шекили Алескер, Сеид Шушинский, Бюль-Бюль, Зульфи Адигезалов, Хан Шушинский; таристы – Садыхджан, Ширин Ахундов, Мешади Амиров, Мирза Фарадж, Курбан Примов, Мансур Мансуров, Бахрам Мансуров, Ахмед Бакиханов; кеманчисты – Алиаскер Карабаги, Саша Оганезашвили, Гылман Салахов.
В результате смешения традиций М. и европ. музыки в 20 в. появились новые жанровые разновидности: мугамная опера (1-й образец – «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова, 1908), мугамная симфония (сочинения Ф. Амирова, Ниязи).
Традиции мугамного иск-ва развиваются и поддерживаются разл. фестивалями и конкурсами, созданием в Баку Междунар. мугамного центра (2008).