Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛАЗУНО́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 216-217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов
А. К. Глазунов. Портрет работы В. А. Серова. Литография. 1899.

ГЛАЗУНО́В Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич [29.7(10.8).1865, С.-Пе­тер­бург – 21.3.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Па­ри­жа; в 1972 прах пе­ре­не­сён в нек­ро­поль Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры в Ле­нин­гра­де], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1922). Из се­мьи кни­го­из­да­те­лей Гла­зу­но­вых. В 1883 окон­чил 2-е ре­аль­ное уч-ще в С.-Пе­тер­бур­ге. По­лу­чил до­маш­нее муз. об­ра­зо­ва­ние, с 1879 за­ни­мал­ся у М. А. Ба­ла­ки­ре­ва и Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, ока­зав­ше­го оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние Г. как ком­по­зи­то­ра. Ус­пех 1-й сим­фо­нии, ис­пол­нен­ной под упр. Ба­ла­ки­ре­ва в 1882, был уп­ро­чен ис­пол­не­ни­ем в том же го­ду 1-го квар­те­та (Глин­кин­ская пр., 1885; до 1903 Г. по­лу­чал Глин­кин­скую пр. еже­год­но). Один из гл. уча­ст­ни­ков Бе­ля­ев­ско­го круж­ка. В 1884 за­клю­чил с М. П. Бе­ляе­вым до­го­вор на из­да­ние со­чи­не­ний. В том же го­ду кон­церт из про­из­ве­де­ний Г. по­ло­жил на­ча­ло Рус. сим­фо­нич. кон­цер­там, ор­га­ни­зо­ван­ным Бе­ляе­вым. Ста­ра­ния­ми Бе­ляе­ва 1-я сим­фо­ния бы­ла вклю­че­на в про­грам­му фес­ти­ва­ля в Вей­ма­ре (1884), где со­стоя­лась встре­ча Г. с Ф. Лис­том, со­чув­ст­вен­но от­нёс­шим­ся к его со­чи­не­ни­ям. В 1880-е – нач. 1890-х гг. бы­ли соз­да­ны ещё 2 сим­фо­нии (2-я, 1886; 3-я, 1890) и 2 квар­те­та (2-й, 1884; 3-й, 1888), б. ч. про­грамм­ных про­из­ве­де­ний – сим­фо­нич. по­эма «Стень­ка Ра­зин» (1885), фан­та­зия «Мо­ре» (1889), кар­ти­ны «Вес­на» и «Кремль» (обе 1891) и др. В 1887–1888 ра­бо­тал (вме­сте с Рим­ским-Кор­са­ко­вым) над за­вер­ше­ни­ем со­чи­не­ний А. П. Бо­ро­ди­на: по па­мя­ти за­пи­сал I часть и упо­ря­до­чил II часть 3-й сим­фо­нии, в опе­ре «Князь Игорь» по эс­ки­зам Бо­ро­ди­на до­со­чи­нил 3-е дей­ст­вие и по его пла­ну на­пи­сал Увер­тю­ру. В собств. твор­че­ст­ве Г. ори­ен­ти­ро­вал­ся на эс­те­тич. и ком­по­зиц. ка­нон 19 в. (жан­ры, фор­мы, гар­мо­ния клас­си­ко-ро­ман­тич. ти­па, безу­преч­ное го­ло­со­ве­де­ние), при­нял за ис­ход­ные нор­мы сим­фо­низм Бо­ро­ди­на, Ба­ла­ки­ре­ва и Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (про­грамм­ность, кар­тин­ная ха­рак­те­ри­стич­ность, пред­поч­те­ние жан­ро­во-оп­ре­де­лён­ных тем), ов­ла­де­вал и ины­ми ти­па­ми ин­ст­ру­мен­таль­но­го пись­ма. Боль­шое зна­че­ние в са­мооп­ре­де­ле­нии Г. име­ла друж­ба с «мо­с­ков­ски­ми учи­те­ля­ми» – П. И. Чай­ков­ским (с 1884) и С. И. Та­нее­вым (с 1887). Под влия­ни­ем Чай­ков­ско­го му­зы­ка Г. об­ре­ла ши­ро­ту ме­ло­дич. ды­ха­ния, на его опы­те Г. по­стиг мас­тер­ст­во по­строе­ния круп­ных сим­фо­нич. форм. Та­не­ев про­бу­дил у не­го вкус к по­ли­фо­нич. раз­ра­бот­ке те­ма­тич. ма­те­риа­ла (ко­то­рый со­еди­нил­ся с ув­ле­че­ни­ем Г. иск-вом франц. Сред­не­ве­ко­вья). В 1888 Г. впер­вые встал за ди­ри­жёр­ский пульт, в 1889 ди­ри­жи­ро­вал свои­ми со­чи­не­ния­ми в Па­ри­же на Все­мир­ной вы­став­ке.

Восьмая симфония. Обложка клавира. Издательство М. Беляева в Лейпциге.

В сер. 1890-х – сер. 1900-х гг. Г. со­здал свои осн. про­из­ве­де­ния – 4–8-ю сим­фо­нии (1893, 1895, 1896, 1902, 1906; 9-я не окон­че­на). Круп­ней­ше­му по­сле П. И. Чай­ков­ско­го рус. сим­фо­ни­сту, Г. ока­за­лась близ­ка тра­гич. про­бле­ма­ти­ка Чай­ков­ско­го (в осо­бен­но­сти его 6-й сим­фо­нии), воз­дей­ст­вие ко­то­рой за­мет­но в I час­ти 6-й, II час­ти 8-й сим­фо­ний. На му­зы­ке сим­фо­ний ска­за­лось так­же влия­ние Р. Ваг­не­ра. Г. ра­бо­тал и в др. жан­рах, соз­дал сим­фо­нич. сюи­ту «Из Сред­них ве­ков» (1902), Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1904; во­шёл в ми­ро­вой скри­пич­ный ре­пер­ту­ар), 2 фп. со­на­ты. Как и др. рус. сим­фо­ни­сты, Г. об­ра­щал­ся к ба­ле­там (под­го­тов­ле­ны Кон­церт­ны­ми валь­са­ми – № 1, 1893, № 2, 1894, Ба­лет­ной сюи­той, 1894, «Шо­пе­ниа­ной», 1892): «Рай­мон­да» (1898), «Ба­рыш­ня-слу­жан­ка, или Ис­пы­та­ние Да­ми­са» (1900), «Вре­ме­на го­да» (1900; все – в С.-Пе­тер­бур­ге). Сре­ди мн. про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных к раз­ным тор­жеств. да­там, вы­де­ля­ют­ся кан­та­ты «Ко­ро­на­ци­он­ная» (к вос­ше­ст­вию на пре­стол имп. Ни­ко­лая II, 1895) и «Тор­же­ст­вен­ная» (в па­мять 100-ле­тия А. С. Пуш­ки­на, 1899).

С сер. 1890-х гг. сис­те­ма­ти­че­ски­ми ста­ли ди­ри­жёр­ские вы­сту­п­ле­ния Г., спо­соб­ст­во­вав­шие его ме­ж­ду­нар. из­вест­но­с­ти (осо­бый ин­те­рес они вы­зва­ли в Лон­до­не и Гам­бур­ге, 1903; со­хра­ни­лась за­пись ба­ле­та «Вре­ме­на го­да» под управ­ле­ни­ем ав­то­ра, Лон­дон, 1929). Г. уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке из­да­ния со­чи­не­ний М. И. Глин­ки, со­сто­ял в Ди­рек­ции С.-Пе­терб. от­де­ле­ния Имп. Рус­ско­го муз. об-ва (ИРМО) и в его Гл. ди­рек­ции. По за­ве­ща­нию М. П. Бе­ляе­ва уча­ст­во­вал в По­пе­чи­тель­ном со­ве­те для по­ощ­ре­ния рус. ком­по­зи­то­ров и му­зы­кан­тов (с 1904). С 1899 проф. С.-Пе­терб. конс. по клас­су чте­ния пар­ти­тур (поз­днее вёл ин­ст­ру­мен­тов­ку, гар­мо­нию, по­ли­фо­нию, ан­самбль). В 1905 в знак про­тес­та про­тив уволь­не­ния Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва по­ки­нул кон­сер­ва­то­рию, вер­нул­ся по­сле пре­дос­тав­ле­ния ей ав­то­но­мии, то­гда же из­бран рек­то­ром (ос­та­вал­ся им в те­че­ние 23 лет). У Г. учи­лись мн. ком­по­зи­то­ры (сре­ди них – М. О. Штейн­берг, Х. Эл­лер), ди­ри­жё­ры (Н. А. Маль­ко).

Со 2-й пол. 1900-х гг. – позд­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва, ко­то­рое сам ком­по­зи­тор на­звал «за­мет­но ос­ты­ваю­щим». Г. по-преж­не­му со­чи­нял му­зы­ку для те­ат­ра (по­пу­ля­рен сти­ли­зо­ван­ный Ро­манс Ни­ны из му­зы­ки к дра­ме «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва). Не­мно­гие круп­ные со­чи­не­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что, со­хра­няя вер­ность сти­лю, Г. на­хо­дил но­вый ин­те­рес в экс­пе­ри­мен­тах с фор­мой (2-й кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром, 1917) и в край­нем ус­лож­не­нии кон­тра­пунк­тич. тех­ни­ки пись­ма (фу­ги ор. 101). Г. ин­те­ре­со­вал­ся совр. му­зы­кой (Я. Си­бе­ли­ус, О. Рес­пи­ги), но не при­ни­мал ав­то­ров, воль­но об­ра­щаю­щих­ся с тра­ди­ци­ей (Р. Штра­ус). 1910-е гг. – вре­мя ми­ро­вой сла­вы Гла­зу­но­ва.

В го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 (ви­зит к Г. опи­сал Г. Уэллс в кн. «Рос­сия во мгле») ста­ра­ния­ми Г. не пре­кра­ща­лись за­ня­тия в кон­сер­ва­то­рии. В ран­не­со­вет­скую эпо­ху он уча­ст­во­вал в но­вых муз. ме­ро­прия­ти­ях (был из­бран пред­се­да­те­лем Все­со­юз­но­го кон­кур­са гар­мо­шеч­ни­ков), вы­сту­пал пе­ред мас­со­вой ау­ди­то­ри­ей. По­ле­ми­ка с груп­пой Б. В. Асафь­е­ва, тре­бо­вав­шей пе­ре­мен в пре­по­да­ва­нии, пуб­лич­ные вы­па­ды про­тив Г., за­щи­щав­ше­го ре­дак­цию Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва опе­ры М. П. Му­сорг­ско­го «Бо­рис Го­ду­нов», были им бо­лез­нен­но во­с­при­ня­ты. В 1928 в со­ста­ве де­ле­га­ции Г. вы­ехал в Ве­ну на Ме­ж­ду­нар. кон­курс им. Ф. Шу­бер­та и для ле­че­ния. В 1929 обос­но­вал­ся в Па­ри­же. Мно­го кон­цер­ти­ро­вал (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ис­па­ния, Пор­ту­га­лия, Лат­вия и др.). В 1930–34 вер­нул­ся к ком­по­зи­тор­ской ра­бо­те (7-й струн­ный квар­тет, 1930; Квар­тет для 4 сак­со­фо­нов, 1932; Кон­церт-бал­ла­да для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром, 1931; Кон­церт для сак­со­фо­на со струн­ным ор­ке­ст­ром, 1931; Эпи­чес­кая по­эма для ор­ке­ст­ра, 1934). Фи­нан­со­вые об­стоя­тель­ст­ва, тя­жё­лая об­ществ. ат­мо­сфе­ра 1930-х гг., ухуд­ше­ние здо­ро­вья по­ме­ша­ли воз­вра­ще­нию на ро­ди­ну.

Г. – ав­тор ста­тей, вос­по­ми­на­ний о П. И. Чай­ков­ском, Н. А. Рим­ском-Кор­са­ко­ве.

Соч.: Пись­ма, ста­тьи, вос­по­ми­на­ния. Из­бран­ное. М., 1958.

Лит.: Асафь­ев Б. В. (Игорь Гле­бов). Гла­зу­нов. Опыт ха­рак­те­ри­сти­ки. Л., 1924; Гла­зу­нов. Ис­сле­до­ва­ния. Ма­те­риа­лы. Пуб­ли­ка­ции. Пись­ма: В 2 т. Л., 1959–1960; Крю­ков АН. А. К. Гла­зу­нов. М., 1984; Ми­фы и ми­ры А. Гла­зу­но­ва. СПб., 2002.

Вернуться к началу