Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛОВА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 332

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ГОЛОВА́НОВ Ни­ко­лай Се­мё­но­вич [9(21). 1.1891, Мо­ск­ва – 28.8.1953, там же], рос. ди­ри­жёр, хор­мей­стер, нар. арт. СССР (1948). В 1909 окон­чил моск. Си­но­даль­ное училище цер­ков­но­го пе­ния со зва­ни­ем ре­ген­та, в 1914 – Москов­скую конс. (клас­сы ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва и С. Н. Ва­си­лен­ко). Де­бю­ти­ро­вал как хо­ро­вой ди­ри­жёр в 1912 (с Си­но­даль­ным хо­ром, во вре­мя га­ст­ро­лей по Гер­ма­нии), как опер­ный ди­ри­жёр – в 1915 («Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Боль­шой те­атр, Мо­ск­ва). В 1915–53 (с пе­ре­ры­ва­ми) ра­бо­тал в Боль­шом те­ат­ре (в 1928 в свя­зи со сфаб­ри­ко­ван­ным де­лом о «го­ло­ва­нов­щи­не» уво­лен, в 1930 вос­ста­нов­лен, в 1936 сно­ва уво­лен; в 1948–53 гл. ди­ри­жёр те­ат­ра). Ди­ри­жи­ро­вал мн. опе­ра­ми и ба­ле­та­ми рус. и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров, в по­след­ние го­ды ра­бо­ты в Боль­шом те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки опер «Бо­рис Го­ду­нов» (ау­дио­за­пись 1948) и «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, «Сад­ко» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ау­дио­за­пись 1949), став­шие три­ум­фом рус. опер­но­го иск-ва. В 1919–48 (с пе­ре­ры­ва­ми) ра­бо­тал в Опер­ной сту­дии, ор­га­ни­зо­ван­ной К. С. Ста­ни­слав­ским при Боль­шом те­ат­ре (с 1928 Опер­ный те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го, с 1935 Опер­но-дра­ма­тич. сту­дия; муз. рук. с 1938).

На про­тя­же­нии всей жиз­ни вёл ак­тив­ную кон­церт­ную дея­тель­ность. В 1920–1922 ор­га­ни­зо­вал ок. 60 кон­цер­тов со­лис­тов Боль­шо­го те­ат­ра, в 1922 вме­сте с же­ной А. В. Не­жда­но­вой со­вер­шил (в ка­че­ст­ве ак­ком­па­ниа­то­ра) тур­не по При­бал­ти­ке, Гер­ма­нии, Че­хо­сло­ва­кии и Поль­ше, в 1921–22 уча­ст­во­вал в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра в вы­сту­п­ле­ни­ях тан­цов­щицы А. Дун­кан в Мо­ск­ве. В 1924 при его уча­стии со­стоя­лась пер­вая в СССР транс­ля­ция ра­дио­кон­цер­та, в 1929 ор­га­ни­зо­ван опер­ный Ра­дио­те­атр. С 1930 гл. ди­ри­жёр Ра­дио­цен­тра, с 1937 гл. ди­ри­жёр и худ. рук. му­зы­каль­но­го сек­то­ра Все­со­юз­но­го ра­дио­ко­ми­те­та, с 1946 худ. рук. Боль­шо­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра Все­со­юз­но­го ра­дио; в 1937–49 по­ста­вил ряд ра­дио­опер, ди­ри­жи­ро­вал кан­та­та­ми «Ио­анн Да­ма­скин» С. И. Та­нее­ва (ау­дио­за­пись 1947), «Вес­на» С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Из Го­ме­ра» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. В 1936–38 худ. рук. Сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра Центр. До­ма ху­дож. са­мо­дея­тель­но­сти Моск. об­ла­ст­но­го со­ве­та проф­сою­зов. Вы­сту­пал с Гос. ор­ке­ст­ром нар. ин­ст­ру­мен­тов СССР (1936–47) и Гос. ду­хо­вым ор­ке­ст­ром СССР (1937–1940), в 1939–40 был худ. рук. в обо­их кол­лек­ти­вах. В 1944–48 муз. рук. Ан­самб­ля пес­ни и пля­ски ВЦСПС.

В 1925–29 и 1943–44 проф. опер­но­го клас­са Моск. конс., в 1927–43 вы­сту­пал c ор­ке­ст­ром Моск. конс. (был его соз­да­те­лем).

Ав­тор опер «Бо­га­тыр­ский кур­ган» и «Прин­цес­са Юра­та» (обе 1914), Кан­та­ты на 100-ле­тие Боль­шо­го те­ат­ра (1925), про­из­ве­де­ний для ор­ке­ст­ра, фп., ду­хов­ной му­зы­ки.

Гос. пр. СССР (1946, 1949, 1950, 1951). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1982.

Лит.: При­бе­ги­на Г. А. Н. С. Го­ло­ва­нов. М., 1990.

Вернуться к началу