РЕСПИ́ГИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСПИ́ГИ (Respighi) Отторино (9.7.1879, Болонья – 18.4.1936, Рим), итал. композитор. В 1891–1901 учился в Болонском муз. лицее у Ф. Сарти (скрипка, альт), Дж. Мартуччи и Л. Торки (композиция); от последнего унаследовал интерес к старинной итал. музыке, который пронёс через всю жизнь. В 1900–03 альтист в оркестре Мариинского театра (С.-Петербург), учился композиции и оркестровке у Н. А. Римского-Корсакова в С.-Петерб. конс. В 1903 вернулся в Болонью, гастролировал по Италии как скрипач и пианист-аккомпаниатор (с 1910) певицы К. Фино-Савио. Впервые приобрёл известность как автор пышной оркестровой редакции «Плача Ариадны» К. Монтеверди (1908; ныне считается стилистически устаревшей). С 1913 жил в Риме. До 1935 преподавал композицию в гос. консерватории «Санта-Чечилия» (проф., в 1923–26 также директор). В 1932 совм. с И. Пиццетти, Р. Дзандонаи и др. композиторами подписал манифест, авторы которого резко критиковали авангардизм и высказывались за традиц. ценности в итал. иск-ве. В обширном композиторском наследии Р. наиболее знамениты его симфонич. поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924) и «Римские празднества» (1928), в которых он остался верен романтич. эстетике и муз. языку. В скрипичном «Григорианском концерте» (1921), фп. «Концерте в миксолидийском ладу» (1925), в струнном «Дорийском квартете» (1924) романтич. гармония с явными модализмами сочетается с мелодикой григорианского хорала (цитаты, стилизации). Оркестровая сюита «Птицы» (1928), Токката для фп. с оркестром (1928), «Концерт для пяти солистов» (1933) и некоторые др. сочинения позднего периода написаны в стилистике необарокко.