Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОНА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 274

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТОНА́ЛЬНОСТЬ (франц. tonalité, от греч. τόνος  – на­тя­же­ние, на­пря­же­ние), 1) прин­цип ла­да, цен­траль­ной ка­те­го­ри­ей ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся тре­звуч­ная то­ни­ка. Ос­таль­ные ка­те­го­рии и функ­ции Т. пря­мо или кос­вен­но свя­за­ны с то­ни­кой, «сис­те­ма функ­цио­наль­ных от­но­ше­ний ие­рар­хи­че­ски цен­тра­ли­зо­ва­на, и то­ни­ка про­ни­зы­ва­ет всю гар­мо­ни­че­скую струк­ту­ру» (Ю. Н. Хо­ло­пов). 2) Вы­сот­ная по­зи­ция ма­жор­но­го или ми­нор­но­го ла­да. В обо­зна­че­нии Т. ука­зы­ва­ет­ся осн. тон то­ни­че­ско­го тре­зву­чия и один из двух ла­дов, напр. C-dur (до-ма­жор), es-moll (ми-бе­моль-ми­нор).

Т. (в 1-м зна­че­нии) не­кор­ре­ля­тив­на мо­даль­но­сти, по­сколь­ку не­кор­ре­ля­тив­ны осн. при­зна­ки мо­даль­ных и то­наль­ных ла­дов. В Т. не­пре­мен­но гос­под­ству­ет центр, а зву­ко­ряд­ная ос­но­ва со­блю­да­ет­ся в раз­ной ме­ре (напр., зву­ко­ряд гар­мо­ни­че­ско­го ми­но­ра, ме­ло­ди­че­ско­го ма­жо­ра от­кло­ня­ет­ся от осн. фор­мы зву­ко­ря­да этих ла­дов и т. п.). В мо­даль­ности зву­ко­ряд­ная ос­но­ва не­пре­мен­на, а тя­го­те­ния мо­гут быть (напр., в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке Г. де Ма­шо и О. Лас­со), а мо­гут и от­сут­ст­во­вать (напр., в зна­мен­ном рас­пе­ве).

Сре­до­то­чи­ем тео­рии ма­жор­но-ми­нор­ной («гар­мо­ни­че­ской» по К. Даль­хау­зу) Т. яв­ля­ет­ся функ­ций тео­рия, рас­смат­ри­ваю­щая зна­че­ния отд. ак­кор­дов в пре­де­лах од­ной Т. и со­от­но­ше­ния то­наль­но­стей как функ­ций выс­ше­го по­ряд­ка. Гл. эле­мен­ты та­ко­го ро­да Т. – функ­ции то­ни­ки (T), доми­нан­ты (D) и суб­до­ми­нан­ты (S), со­во­куп­но име­нуе­мые «глав­ны­ми то­наль­ны­ми функ­ция­ми». Для гар­мо­ни­че­ской Т. так­же ти­пич­ны ре­гу­ляр­ные сме­ны ме­ст­ных цен­тров, не от­ме­няю­щих центр. тя­го­те­ния, а, на­обо­рот, ин­тен­си­фи­ци­рую­щих его. В раз­вёр­ты­ва­нии Т. ис­клю­чи­тель­но важ­ны метр (за­даю­щий ме­сто­по­ло­же­ние кон­со­нан­са и дис­со­нан­са) и мет­ри­че­ская экс­т­ра­по­ля­ция (пред­чув­ст­во­ва­ние за­ко­но­мер­но­го про­дол­же­ния на ос­но­ве дан­но­го на­ча­ла) в му­зыкаль­ной фор­ме.

Об­лик Т. на про­тя­же­нии ве­ков ме­нял­ся. Осо­бен­но зна­чит. из­ме­не­ния она пре­тер­пе­ла в му­зы­ке 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Обо­зна­чая фор­мы та­кой Т. обоб­щён­но, го­во­рят о «позд­не­ро­ман­ти­че­ской», «рас­ши­рен­ной», «хро­ма­ти­че­ской» Т. (встре­ча­ют­ся и др. тер­ми­ны). Опо­ра на функ­цио­наль­ную триа­ду T–S–D – не един­ст­вен­ный спо­соб реа­ли­за­ции Т. как ла­до­во­го прин­ци­па, воз­мож­ны и иные ти­пы то­наль­ной струк­туры. Осо­бую фор­му т. н. рых­лой Т. («про­то­то­наль­но­сти», без тре­звуч­ной то­ни­ки и с тя­го­те­ния­ми ме­ж­ду со­зву­чия­ми, об­ра­зую­щи­ми­ся по­ми­мо бли­жай­ше­го аку­стич. род­ст­ва осн. то­нов) мож­но на­блю­дать в мо­даль­ной гар­мо­нии позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния.

Лит.: Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. 2. Aufl. Kassel u. a., 1988; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003; Ле­бе­дев С. Н. Про­то­то­наль­ность в му­зы­ке за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния // Ad musicum. М., 2008.

Вернуться к началу