АНТЕ́М
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТЕ́М, энзем (англ. anthem, от позднелат. antiphona – антифон, от греч. ἀντίφωνα, букв. – звучащее в ответ; отклики), духовное песнопение последователей Англиканской церкви на тексты из Библии (гл. обр. псалмы), религ.-дидактич. лит-ры или на слова молитв. Термин известен с 9 в. Первоначально А. использовался вне богослужения, в 15 – 1-й пол. 17 вв. А. нередко назывались авторские хоровые полифонич. сочинения для богослужений, придворных церемоний, домашнего музицирования. В англиканском богослужении со 2-й пол. 16 в. – заключит. молитва на утрене и вечерне. Различаются т. н. полный А. (full anthem), поющийся хором (гл. обр. а капелла), и возникший в 1560-х гг. стиховой, или строфический, А. (verse anthem), основанный на чередовании сольных и хоровых эпизодов с инструментальным сопровождением (орган, струнные, позднее оркестр). Для полного А. (жанровые прообразы – антифон и мотет) характерны преобладание силлабической (малораспевной) мелодики, наполненность гармонич. вертикали (при ослаблении роли полифонии), краткость и квадратная структура фраз; для стихового – бо́льшая мелодич. и ритмич. свобода, разного рода контрасты (У. Бёрд, Т. Морли, О. Гиббонс). Эволюция А. в период Реставрации связана с влиянием музыки франц. барокко и жанра кантаты. Достиг расцвета в творчестве Г. Пёрселла и Г. Ф. Генделя, создавшего циклы А. «на случай», стилистически близкие его ораториям. С 18 в. также в Сев. Америке. В 19 в. сохранял популярность у композиторов Великобритании и США. В 20 в. А. писали У. Т. Уолтон, Б. Бриттен, С. Барбер, И. Ф. Стравинский.