БРЕНТА́НО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЕНТА́НО (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариенберг – 17.3.1917, Цюрих, Швейцария), нем. философ. Племянник К. Брентано и Беттины фон Арним, брат Л. Брентано. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866–73) и Венском (1874–95) ун-тах. С 1864 католич. священник, в 1873 в связи с выступлением против догмата о непогрешимости папы сложил с себя духовный сан. С 1896 жил во Флоренции. Его непосредств. учениками в Вюрцбурге были К. Штумпф, А. Марти и др., его лекции в Вене слушали Т. Масарик, А. Мейнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. фон Эренфельс, З. Фрейд и др. В соответствии со своим учением о четырёх фазах развития философии в каждую историч. эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка) Б. негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, однако, полемизировал. Под влиянием Ф. А. Тренделенбурга Б. обратился к Аристотелю, философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании.
Считая фундам. наукой психологию, Б. подвергает критике экспериментальную и интроспекционистскую психологию и создаёт дескриптивную психологию – учение о сознании, основывающееся исключительно на внутр. опыте. Психология – это наука о психич. феноменах, или актах сознания (Б. отрицал существование бессознательных психич. феноменов), которые необходимо строго отличать от физич. феноменов – предмета естествознания. Физич. феномены обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.) и, будучи представлены в воображении, остаются явлениями физич. предметов, тогда как сама фантазия, как и видение, слышание и т. д., – это акты сознания. Источник знания о них – внутр. восприятие, которое следует отличать от самонаблюдения, ибо нельзя наблюдать за актами сознания, не изменяя их. Внутр. восприятие не является чем-то внешним по отношению к актам сознания, но сосуществует с каждым из них в одном и том же акте и является источником очевидности: акт представления или суждения осознаётся в нём именно как тот акт, который мы осуществляем «здесь и теперь». Здесь Б. расходится с И. Кантом, считая, что внутр. опыт не содержит в себе разделения на «вещи в себе» и явления.
Важнейшим отличием психич. феноменов от физических является интенциональное (ментальное) существование в них предмета, или направленность их на объект (Б. вводит в совр. философию термин интенциональность, широко использовавшийся в ср.-век. схоластике). Классификация психич. феноменов проводится Б. согласно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта. Б. выделяет три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признаётся или отвергается; акты любви и ненависти (чувство и воля). Последние, как и акты суждения, в отличие от представлений обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного; акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли – источник нравств. сознания. В поздний период Б. уточняет, что только индивидуальные вещи (тела и духовные субстанции) обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие – реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: напр. телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее.
Выдвинутая Б. идея философии как строгой науки была затем подхвачена Э. Гуссерлем. Влияние идей Б. прослеживается в феноменологии, неореализме, аналитической философии, вюрцбургской школе и гештальтпсихологии.