Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЕМИУ́РГ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев (философия)

ДЕМИУ́РГ (греч. δημιουργός – ре­мес­лен­ник, мас­тер), 1) ми­фо­ло­гич. пер­со­наж, осн. ге­рой кос­мо­го­ни­че­ских ми­фов, соз­да­тель кос­мич. и куль­тур­ных объ­ек­тов и лю­дей. Про­цесс соз­да­ния обыч­но изо­бра­жа­ет­ся как ре­мес­лен­ное из­го­тов­ле­ние, Д. пред­ста­ёт как куз­нец (др.-греч. Ге­фест, фин. Иль­ма­ри­нен, груз. Пир­ку­ши, герм. Вё­лунд и др.), гон­чар (др.-егип. Хнум и др.) или ткач; с ми­фа­ми о Д. обыч­но свя­зан ре­лиг. ста­тус этих ре­мес­лен­ных про­фес­сий. Час­то Д. вы­сту­па­ет как по­мощ­ник вер­хов­но­го бо­же­ст­ва. В др. ми­фо­ло­ги­ях об­раз Д. раз­ви­ва­ет­ся в пред­став­ле­ние о Бо­ге-твор­це, соз­даю­щем мир че­рез ма­гич. пре­вра­ще­ние или на­зы­ва­ние; час­то под­чёр­ки­ва­ет­ся не­уча­стие твор­ца в по­сле­дую­щих судь­бах ми­ра (т. н. deus otiosus – от­ды­хаю­щий бог), его не­дос­туп­ность для кон­так­тов с людь­ми (эту роль в та­ких слу­ча­ях ис­пол­ня­ют низ­шие бо­ги). См. так­же Куль­тур­ный ге­рой.

2) Тер­мин др.-греч. фи­ло­со­фии. Вве­дён Пла­то­ном в диа­ло­ге «Ти­мей». Д. – «тво­рец и отец этой Все­лен­ной», соз­да­тель низ­ших бо­гов, ми­ро­вой ду­ши и бес­смерт­ной час­ти че­ло­ве­че­ской ду­ши, он тво­рит Кос­мос из со-веч­ной ему ма­те­рии («кор­ми­ли­цы», «вос­при­ем­ни­цы», «пла­сти­че­ской мас­сы»), на­де­лён­ной веч­ным бес­по­ря­доч­ным дви­же­ни­ем, взи­рая на веч­ный пер­во­об­раз-па­ра­диг­му – эй­дос. В этом его от­ли­чие от Бо­га теи­стич. ре­ли­гий, тво­ря­ще­го мир из ни­че­го: ни ма­те­рия, ни пер­во­об­раз от Д. не за­ви­сят. Кро­ме то­го, он не все­си­лен: стрем­ле­нию Ума-Д. уст­ро­ить всё «как мож­но луч­ше» про­ти­во­сто­ит со­про­тив­ле­ние ма­те­рии в ви­де де­тер­ми­ни­стич. «не­об­хо­ди­мо­сти» (анан­ке). Д. «Ти­мея», оче­вид­но, то­ж­де­ст­вен «при­чи­не со­еди­не­ния» пре­де­ла и бес­пре­дель­но­го (фор­мы и ма­те­рии) – про­об­ра­зу «дей­ст­вую­щей при­чи­ны» Ари­сто­те­ля – в пла­то­нов­ском «Фи­ле­бе». Ари­сто­тель под­чёрк­ну­то иг­но­ри­ро­вал Д. «Ти­мея» при из­ло­же­нии пла­то­нов­ско­го уче­ния и упот­реб­лял тер­мин «Д.» толь­ко в пря­мом зна­че­нии «ре­мес­лен­ник, мас­тер» (един­ст­вен­ное воз­мож­ное ис­клю­че­ние – ран­ний диа­лог «О фи­ло­со­фии»). Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский ото­жде­ст­в­ля­ет Д. с ло­го­сом, Ну­ме­ний – с Умом-Ну­сом, на­зы­вая его «вто­рым бо­гом» (ср. так­же Гер­ме­ти­че­ский кор­пус 1,9: «Ум по­ро­дил дру­гой ум – де­ми­ур­га»). Ра­ди­каль­ный дуа­лизм гно­сти­циз­ма, по­ла­гаю­щий ма­те­рию аб­со­лют­ным злом, за­вер­ша­ет­ся при­зна­ни­ем не­ко­гда «бла­го­го» пла­то­нов­ско­го Д. ис­точ­ни­ком ми­ро­во­го зла: у Ва­лен­ти­на Д. по­ме­ща­ет­ся не толь­ко ни­же пле­ро­мы эо­нов, но и ни­же низ­шей Со­фии-Аха­мот, в «пси­хи­че­ской» сфе­ре, и тво­рит мир, не зная эй­до­сов. Идея «зло­го Д.» бы­ла объ­ек­том по­ле­ми­ки Пло­ти­на в его спо­ре с гно­сти­ка­ми («Эн­неа­ды» II 9, 6).

Лит.: Légido López M. El problema de Dios en Platón. La teología del demiurgo. Sala­manca, 1963; Ambelain R. La notion gnostique du démiurge, dans les Ecritures et les tradi­tions judéo-chrétiennes. P., 2002.

Вернуться к началу