ЙО́НАС
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙО́НАС (Jonas) Ханс (10.5.1903, Мёнхенгладбах, Германия – 5.2.1993, Нью-Рошелл, США), нем.-амер. философ. В 1921–28 учился в ун-тах Фрайбурга, Берлина, Гейдельберга и Марбурга у М. Хайдеггера и Р. Бультмана, в русле идей которых был создан его фундам. труд о позднеантичном гностицизме. В 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 – в Палестину. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах «Еврейского батальона». В 1949–54 преподавал в ун-тах Канады, в 1955–76 – в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем – в Принстонском, Колумбийском и др. ун-тах.
В работах, посвящённых филос.-биологич. проблемам, Й. в противовес восходящему к Р. Декарту новоевропейскому дуализму духа и материи разрабатывал телеологич. концепцию «органического» как целостного бытия, уже в элементарных формах живой природы заключающего в себе начало свободы. Это стало исходным пунктом его онтологич. обоснования этики, в центре которой – взаимоотношение человека и природы. Отвергая традиц. этич. «антропоцентризм», Й. считал, что природа должна рассматриваться в её самоценности, а не только как пассивный объект человеческой деятельности. В условиях бурного развития разл. технологий человеческое действие должно оцениваться с учётом его необратимых ближайших и отдалённых последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для «предмета» его воздействия. В программном труде «Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации» («Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation», 1979, – ответ на книгу Эрнста Блоха «Принцип надежды») Й. сформулировал этич. императив ответственности, оказавший большое влияние на развитие экологич. этики: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле». Предложенная Й. «эвристика страха» исходит из того, что только переживание общей опасности, прежде всего угрозы экологич. катастрофы, может объединить людей самых разных воззрений и выступить в качестве негативного этич. основания совместной ответственной деятельности в совр. эпоху.