КИРЕ́ЕВСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва – 11(23).6.1856, С.-Петербург; похоронен в Оптиной пустыни], рус. философ, лит. критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (см. Славянофилы). Дворянин. Брат П. В. Киреевского. В 1822–24 брал частные уроки у профессоров Моск. университета. В 1824–28 на службе в Моск. архиве Коллегии иностранных дел, где вместе с А. И. Кошелёвым организовал об-во любомудров. В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития рус. литературы нач. 19 в. и выделил реалистич. тенденции последнего, «пушкинского», периода. В 1830 в Берлинском и Мюнхенском ун-тах слушал лекции Ф. Шлейермахера, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга. В 1832 предпринял издание журнала «наук и словесности» «Европеец» (переизд. – 1989), привлёк к нему лучшие лит. силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещён после выхода второго номера, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой имп. Николай I усмотрел пропаганду конституции. В 1834 женился на Н. П. Арбеневой, под влиянием которой произошло его обращение к православию. Подолгу живя в родовом имении в с. Долбино Лихвинского у. Калужской губ., К. сблизился со старцами Оптиной пустыни, участвовал в издании житий отцов Церкви. Осн. опубликованные сочинения: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (в «Московском сборнике», 1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич. схоластике и Аристотелю, К. противопоставил ей традиции Платона и восточнохристианские «умозрения» (вост. патристики), из которых, по К., и должна исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её – духовно-нравств. цельность личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача – мысленное развитие «отношения веры к современной образованности» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 322). В отходе от религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в рационалистич. философии Нового времени. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждал К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он усматривал в характере др.-рус. обществ. жизни и быта.