Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАХ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 400

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАХ (Mach) Эрнст (18.2.1838, Ту­рас, Мо­ра­вия – 19.2.1916, Хар, близ Мюн­хе­на), австр. фи­зик и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель т. н. вто­ро­го по­зи­ти­виз­ма. Окон­чил Вен­ский ун-т (1860). Проф. фи­зи­ки и ма­те­ма­ти­ки ун-тов в Гpaцe (с 1864), Пра­ге (с 1867, рек­тор с 1879), проф. фи­ло­со­фии в Ве­не (1895–1901).

Пер­вые ра­бо­ты М. по­свя­ще­ны изу­че­нию ме­ха­низ­мов слу­ха и зре­ния: он объ­яс­нил прин­цип дей­ст­вия вес­ти­бу­ляр­но­го ап­па­ра­та, от­крыл т. н. по­ло­сы (коль­ца) М. – оп­тич. яв­ле­ние, воз­ни­каю­щее при рас­смат­ри­ва­нии двух рас­по­ло­жен­ных ря­дом по­лос разл. яр­ко­сти. С 1881 М. изу­чал аэ­ро­ди­на­мич. про­цес­сы, со­про­во­ж­даю­щие сверх­зву­ко­вое дви­же­ние тел. Ус­та­но­вил за­ви­си­мость не­ко­то­рых ха­рак­те­ри­стик сверх­зву­ко­во­го те­че­ния от от­но­ше­ния ско­ро­сти те­че­ния к ско­рости зву­ка (Ма­ха чис­ло). В ме­ха­ни­ке сверх­зву­ко­вых те­че­ний име­нем М. на­зван ещё ряд ве­ли­чин и по­ня­тий: Ма­ха ко­нус, угол М., ма­хов­ское от­ра­же­ние и др. Он от­крыл и ис­сле­до­вал вол­но­вой про­цесс, впо­след­ст­вии по­лу­чив­ший назв. удар­ной вол­ны. С по­мо­щью фо­то­съём­ки ус­та­но­вил рас­пре­де­ле­ние плот­но­сти воз­ду­ха в ок­ре­ст­но­сти сна­ря­да, ле­тя­ще­го со сверх­зву­ко­вой ско­ро­стью, по­лу­чил фо­то­гра­фии удар­ных волн. Пред­ло­жил (1896) т. н. прин­цип М., со­глас­но ко­то­ро­му на­ли­чие у те­ла инерт­ной мас­сы яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем его взаи­мо­дей­ст­вия со все­ми ос­таль­ны­ми фи­зич. те­ла­ми Все­лен­ной (в пус­той Все­лен­ной нет инер­ции). Этот прин­цип впо­след­ст­вии ока­зал зна­чит. влия­ние на А. Эйн­штей­на при по­строе­нии им об­щей тео­рии от­но­си­тель­но­сти. Вы­сту­пив с кри­ти­кой пред­став­ле­ний клас­сич. ме­ха­ни­ки И. Нью­то­на об аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве, вре­ме­ни и дви­же­нии, М. ут­вер­ждал, что дви­же­ния тел мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны лишь от­но­си­тель­но др. тел.

Про­дол­жая тра­ди­цию брит. эм­пи­риз­ма (Д. Юм, Дж. С. Милль и др.) и по­зи­ти­виз­ма О. Кон­та, М. в сво­ём центр. по­ня­тии опы­та опи­рал­ся на не­по­средств. дан­ные чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия или внутр. пси­хич. со­стоя­ния (ино­гда М. на­зы­вал опы­том так­же экс­пе­ри­мент). В пер­во­на­чаль­ном жиз­нен­ном опы­те (как об этом, со­глас­но М., сви­де­тель­ст­ву­ют и дан­ные дет­ской пси­хо­ло­гии) ещё нет чёт­ко­го раз­ли­че­ния внут­рен­не­го и внеш­не­го. Раз­де­ле­ние из­на­чаль­но­го ней­траль­но­го опы­та в про­цес­се его раз­ви­тия на субъ­ек­тив­ное и объ­ек­тив­ное воз­ни­ка­ет как вто­рич­ный эф­фект, прак­ти­че­ски по­лез­ный, но ве­ду­щий к оши­боч­но­му про­ти­во­пос­тав­ле­нию субъ­ек­та и объ­ек­та, пре­вра­ще­нию их в две са­мо­сто­ят. ре­аль­но­сти – мир внеш­ний и мир внут­рен­ний. Вся­кое зна­ние, в т. ч. на­уч­ное, есть лишь опи­са­ние фак­тов, т. е. пе­ре­жи­ва­ний по­знаю­ще­го субъ­ек­та и их вза­им­ных от­ноше­ний. Всё не­на­блю­дае­мое и т. о. вы­хо­дя­щее за рам­ки воз­мож­но­го опы­та долж­но быть уст­ра­не­но из на­уч. мыш­ле­ния (в т. ч. та­кие «ме­та­фи­зи­че­ские», т. е. не­на­уч­ные по­ня­тия, как суб­стан­ция, си­ла и т. п., в ча­ст­но­сти прин­цип при­чин­но­сти дол­жен быть за­ме­нён по­ня­ти­ем функ­ции). Атом, как и кан­тов­ская «вещь в се­бе», в си­лу своей не­на­блю­да­е­мо­сти пред­став­ляет со­бой мни­мое по­ня­тие. В ка­че­ст­ве дан­но­го в опы­те фи­зич. те­ло об­ра­зу­ет­ся из вос­при­ятий и пред­ста­ёт в ко­неч­ном ито­ге как «ком­плекс ощу­ще­ний». Рав­ным об­ра­зом и Я – это не «изо­ли­ро­ван­ная от ми­ра мо­на­да, а часть ми­ра в его по­то­ке», «срав­ни­тель­но по­сто­ян­ный ком­плекс» ощу­ще­ний. Идеи М. ока­за­ли влия­ние на ста­нов­ле­ние фи­ло­со­фии Вен­ско­го круж­ка и нео­по­зи­ти­виз­ма.

Соч.: Вве­де­ние к уче­нию о зву­ко­вых ощу­ще­ни­ях Гельм­голь­ца. СПб., 1879; Ана­лиз ощу­ще­ний и от­но­ше­ние фи­зи­че­ско­го к пси­хи­че­ско­му. М., 1907; По­зна­ние и за­блу­ж­де­ние. Очер­ки по пси­хо­ло­гии ис­сле­до­ва­ния. М., 1909; Ме­ха­ни­ка. Ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ский очерк ее раз­ви­тия. СПб., 1909; Прин­цип со­хра­не­ния ра­бо­ты. Ис­то­рия и ко­рень ее. СПб., 1909.

Лит.: E. Mach, physicist and philosopher / Ed. R. S. Cohen, R. J. Seeger. Dordrecht, 1970; Black­more J. T. E. Mach: his work, life and in­fluence. Berk., 1972; E. Mach: Werk und Wir­kung / Hrsg. F. Stadler, R. Haller. W., 1988; Гай­ден­ко П. П. По­ни­ма­ние вре­ме­ни. Ста­тья пер­вая: По­ня­тие вре­ме­ни в фи­ло­со­фии нау­ки кон­ца XIX – на­ча­ла XX вв. Э. Мах, А. Пу­ан­ка­ре // Зна­ние. По­ни­ма­ние. Уме­ние. 2004. № 1.

Вернуться к началу