МЕТАФИ́ЗИКА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТАФИ́ЗИКА, фундам. филос. дисциплина, имеющая своим предметом прояснение первооснов бытия и познания, а также постижение смысла бытия и человеческого существования. М. охватывает, таким образом, проблематику не только онтологии и гносеологии, но также и аксиологии. В истории философии слово «М.» часто употреблялось как синоним философии вообще. Термин «М.» ввёл Андроник Родосский, обозначив так разл. заметки и лекции Аристотеля по «первой философии» (греч. τὰ μετὰ τὰ φυσιϰά, букв. – то, что идёт после физики).
Развитая Парменидом концепция бытия представляет собой первый в истории греч. и европ. филос. мысли образец дедуктивной М. («путь истины», утверждающий тождество бытия и мышления, «ибо то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать»). Раскрытие этой концепции определило последующее развитие всей европ. М. В философии Платона она выступает как беспредпосылочное интуитивное знание умопостигаемого «подлинного» бытия вечных неизменных идей, причастных высшему трансцендентному началу – сверхбытийному неизреченному Благу, или Единому.
«Первая философия» Аристотеля, исследующая первоначала, или «первопричины» (греч. ἀρχαί) бытия как такового, образует вместе с математикой и «физикой» (учением о природе – «второй философией») триединство теоретич. наук и отождествляется с «теологией», предмет которой – «вечные», «обособленные» и «неподвижные» сущности [предмет физики – «обособленные и подвижные» сущности, математики – «необособленные (абстрактные) и неподвижные»]. Аристотелевское учение о трансцендентном Перводвигателе, от которого «зависят вселенная и природа» и к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели, послужило исходной точкой для усвоения его М. ср.-век. христианской и мусульманской теологией.
Богословие теистич. религий, ставящее своей целью доктринальное оформление истин сверхразумного Откровения, использовало для этого мыслит. приёмы античной М. Последняя в качестве умозрит. концепции Абсолюта как сущности, первопричины и цели всех вещей выступала как предварит. ступень в осмыслении таинств веры, как низшая «естественная теология» («свет естественного разума», согласно Фоме Аквинскому), предшествующая т. о. «теологии Откровения». Такой подход к М. достигает предельного развития в европ. схоластике 12–13 вв. Утверждение принципиального различия в приложении понятия бытия к Богу и сотворённым им вещам (вслед за Ибн Синой Фома Аквинский принимает для тварного мира различение сущности и бытия, не имеющее места применительно к «простому бытию» Бога, сущность которого и есть его бытие) сочетается в томизме с признанием косвенного постижения бытия Бога из бытия сотворённых им вещей (концепция аналогии сущего).
В философии Р. Декарта интуитивно постигаемое бытие мыслящего субъекта («мыслю, следовательно, существую») становится исходным пунктом новоевропейской метафизики. Если Парменид представлял мысль в определённости бытия (без сущего, которое может быть помыслено, нет мысли), то в декартовской М. бытие схватывается в определённости мысли: само бытие Бога как гаранта возможной достоверности человеческого познания выводится из присутствующей в уме человека идеи высшего совершенства (в духе онтологич. доказательства бытия Бога, сформулированного Ансельмом Кентерберийским). Самоочевидность заложенных в разуме человека врождённых идей (изначальных «потенций» мысли, по Г. В. Лейбницу), таких как идеи Бога или души, лежит у Декарта в основе М. как учения о «первопринципах человеческого познания». Единство и истинность знания раскрываются в «ясных» и «отчётливых» понятиях, достигаемых, согласно картезианской эпистемологии, посредством цепи дедуктивных выводов, образцом для которых является метод математики (характерно изложение метафизики «геометрическим методом», начатое Декартом и широко применённое Б. Спинозой, а затем В. Вейгелем). Центральное для рационалистич. М. 17–18 вв. понятие субстанции как самостоят. начала (ens a se) по-разному понимается в философии Декарта (дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции), в монистич. системе Спинозы (пантеистич. отождествление Бога и природы – «природы творящей» и «природы сотворённой»), в плюралистич. концепции Лейбница (множество субстанций-монад, находящихся в предустановленной Богом гармонии между собой). Теория врождённых идей и основывающиеся на ней концепции субстанции в рационалистич. М. были подвергнуты критике представителями брит. эмпиризма 17–18 вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм).
Систематизатор идей Г. В. Лейбница Х. Вольф наряду с общей М., или «онтологией» (metaphysica generalis sive ontologia), исследующей общие определения бытия, выделил «специальную» М. (metaphysica specialis), представленную «рациональной психологией», «рациональной космологией» и «рациональной» (или «естественной») теологией.
С критикой этой «догматической» М. выступил И. Кант, усматривая в ней неизбежную иллюзию человеческого разума, выходящего за пределы возможного для человека опыта и сталкивающегося с неизбежными и неразрешимыми антиномиями в своих попытках теоретически постигнуть основополагающие идеи традиц. М. (мир как целое, субстанциальность души, Бог как безусловно необходимая сущность). Кант отрицает наличие у человека способности «интеллектуальной интуиции» – непосредств. постижения таких идей, они играют роль лишь регулятивных принципов теоретич. разума в его стремлении к высшему синтезу знания. Ограничивая компетенцию теоретич. разума, Кант в то же время полагает, что идеи Бога, свободы воли и бессмертия души являются нравственно обоснованными постулатами «практического разума», формулирующего общие принципы должного человеческого поведения («Основы метафизики нравственности», 1785).
Введённое И. Кантом понятие трансцендентального субъекта стало основополагающим в последующем развитии нем. классич. идеализма: абсолютное Я у И. Г. Фихте, рождающее себя и свой объект в акте самосознания, Абсолют как единство субъекта и объекта в «философии тождества» Ф. В. Шеллинга, абсолютная идея как саморазвёртывающаяся субстанция-субъект у Г. В. Ф. Гегеля. «Наука логики», раскрывающая в процессе диалектич. саморазвития понятий конкретное смысловое содержание абсолютной идеи и знаменующая тем самым достижение «абсолютного знания», и предстаёт у Гегеля «собственно метафизикой, или чистой умозрительной философией» (существование «образованного народа без метафизики» Гегель уподоблял «храму без святыни»).
В 19 в. с критикой гегелевской философии и М. вообще выступили представители разл. течений – антропологич. материализма (Л. Фейербах), религ. философии экзистенциального типа (С. Кьеркегор), материалистич. истолкования истории (К. Маркс), «философии жизни» (Ф. Ницше) и особенно позитивизма [О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, второй позитивизм (эмпириокритицизм) Э. Маха и др.].
Вместе с тем с кон. 19 в. происходит возрождение разл. парадигм и традиций М. и создание их обновлённых версий в таких, напр., направлениях, как неотомизм, неогегельянство, персонализм, религ. экзистенциализм, отчасти в феноменологии (доктрина «региональных онтологий» Э. Гуссерля, филос. антропология М. Шелера) и некоторых ветвях неокантианства. С критич. переосмыслением традиц. М. связаны «новая онтология» Н. Гартмана и «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Примечательно, что антиметафизич. установка аналитической философии в 1-й пол. 20 в., прежде всего логич. позитивизма Венского кружка, получившая выражение в сформулированной Р. Карнапом программе преодоления М. посредством логич. анализа языка (1931), сменилась во 2-й пол. 20 в. позитивным обращением ряда её представителей к разл. аспектам М. («Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики» П. Стросона, 1959, и др.).
В рус. религ. философии кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. разрабатывались разл. варианты инициированной Вл. С. Соловьёвым М. «всеединства» (бр. С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, «идеал-реализм» Н. О. Лосского, «конкретная метафизика» П. А. Флоренского, софиология С. Н. Булгакова, христианский неоплатонизм А. Ф. Лосева).