Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАССЕНДИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. Гассенди.

ГАССЕНДИ́ (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шан­тер­сье, Про­ванс – 24.10.1655, Па­риж), франц. фи­ло­соф и учё­ный-ес­тест­во­ис­пы­та­тель. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Учился в кол­ле­же в Ди­не, за­тем изу­чал тео­ло­гию и фи­ло­со­фию в ун-те в Эк­се; про­фессор фи­ло­со­фии там же (с 1617), в 1623 от­стра­нён ие­зуи­та­ми от пре­по­да­ва­ния. Ка­то­ли­ческий свя­щен­ник (с 1617), позд­нее на­стоя­тель ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ди­не. В 1620–30-х гг. часто про­жи­вал в Па­ри­же, в 1628 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Гол­лан­дию. От­стаи­вал уче­ния Н. Ко­пер­ни­ка и Г. Га­лилея, с ко­то­рым со­сто­ял в пе­ре­пис­ке. В 1645–1648 проф. ма­те­ма­ти­ки Ко­ро­лев­ско­го кол­ле­жа в Па­ри­же.

Пер­вое соч. «Па­ра­док­саль­ные уп­раж­не­ния про­тив ари­сто­те­ли­ков…» («Exer­citationes paradoxicae adversus aristo­teleos…», 1-я часть опубл. в 1624 ано­ним­но, 2-я, не­окон­чен­ная часть, – в 1656 по­смерт­но; рус. пер. 1968) – пам­флет про­тив схо­ла­стич. псев­до­ари­сто­те­лиз­ма. В нач. 1640-х гг. вы­сту­пил с кри­ти­кой дуа­ли­стич. кон­цеп­ции Р. Де­кар­та, от­вер­гая его тео­рию вро­ж­дён­ных идей с по­зи­ций по­сле­до­ват. сен­суа­лиз­ма («Ме­та­фи­зи­че­ское ис­сле­до­ва­ние, или Со­мне­ния и но­вые воз­ра­же­ния про­тив ме­та­фи­зи­ки Де­кар­та» – «Disquisitio metaphysi­ca, seu Dubitationes et instantiae adversus Renati Cartesii Metaphysicam et respon­sa», 1644, рус. пер. 1968). В 1640-е гг. опуб­ли­ко­вал ряд со­чи­не­ний по ас­тро­но­мии, ме­ха­ни­ке, ма­те­ма­ти­ке, а так­же по­ле­мич. со­чи­не­ние про­тив ал­хи­мии и ас­т­ро­ло­гии в за­щи­ту ес­теств.-на­уч. объ­яс­не­ния ми­ра, ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пы ко­то­ро­го Г. ис­кал в тра­ди­ции эпи­ку­ров­ско­го ато­миз­ма. Со­ста­вил свод со­хра­нив­ших­ся тек­стов Эпи­ку­ра и ан­тич­ных сви­де­тельств о его уче­нии, до­пол­нен­ный собств. рас­су­ж­де­ния­ми и мно­го­числ. ого­вор­ка­ми тео­ло­гич. со­дер­жа­ния [в по­смерт­ном из­да­нии «Сво­да фи­ло­со­фии Эпи­ку­ра» (1659, 1-е изд. 1649, рус. пер. 1966) опубл. в ви­де при­ме­ча­ний к отд. гла­вам], счи­тая не­при­ем­ле­мым у Эпи­ку­ра его мно­го­бо­жие, от­ри­ца­ние бес­смер­тия ду­ши и Бо­же­ст­вен­но­го про­ви­де­ния.

Глав­ное соч. Г. «Сис­те­ма фи­ло­со­фии» («Syntagma Philosophiae», изд. 1658, рус. пер. 1966), на­пи­сан­ное под воз­дей­ст­ви­ем ато­ми­стич. и сен­суа­ли­стич. кон­цеп­ции эпи­ку­ре­из­ма, де­лит­ся на 3 раз­де­ла – фи­зи­ку, эти­ку и ло­ги­ку. Он ут­вер­ждал, что всё су­ще­ст­вую­щее со­сто­ит из ато­мов и пус­то­ты, про­стран­ст­во и вре­мя не со­тво­ре­ны и не­унич­то­жи­мы, чис­ло ато­мов, имею­щих са­мые раз­но­об­раз­ные внеш­ние фор­мы, гро­мад­но, но ог­ра­ни­че­но. Бог, со­тво­рив ато­мы и дви­же­ние, за­тем пре­дос­та­вил ми­ру су­ще­ст­во­вать по собств. за­ко­нам. Эти­ка Г., рас­смат­ри­вая сча­стье как выс­шее бла­го, ут­вер­жда­ет не­раз­дель­ность сча­стья и гражд. доб­ро­де­те­ли, ос­но­ван­ной на бла­го­ра­зу­мии. Со­глас­но Г., ис­ти­на об­на­ру­жи­ва­ет­ся бла­го­да­ря двум разл. ис­точ­ни­кам све­та – до­ка­за­тель­ст­ву и От­кро­ве­нию; пер­вый из них опи­ра­ет­ся на опыт и ра­зум, ос­ве­щаю­щие ес­теств. яв­ле­ния, вто­рой – на Бо­же­ст­вен­ный ав­то­ри­те­т, ос­ве­щаю­щий яв­ле­ния сверхъ­ес­те­ст­вен­ные.

В те­че­ние поч­ти 40 лет Г. вёл ас­тро­но­мич. днев­ник, со­вер­шил ряд важ­ных на­блю­де­ний, в част­но­сти про­хо­ж­де­ние Мер­ку­рия по сол­неч­но­му дис­ку. Из­ме­рил ско­рость зву­ка, изу­чал сво­бод­ное па­де­ние тел (экс­пе­рим. про­вер­ка инер­ци­он­но­го дви­же­ния). На­пи­сал на­уч. био­гра­фии Н. Ко­пер­ни­ка и Т. Бра­ге. Воз­дей­ст­вие идей Г. ис­пы­та­ли Р. Бойль, И. Нью­тон, П. А. Голь­бах, влия­ние его эти­ки ска­за­лось в дви­же­нии «ли­бер­те­нов», в чис­ле ко­то­рых бы­ли С. Си­ра­но де Бер­же­рак, Моль­ер и Ж. де Ла­фон­тен.

Соч.: Opera omnia. Ludguni, 1658. Vol. 1–6 (reprint – 1964); Соч. М., 1966–1968. T. 1–2.

Лит.: Humbert P. L’œuvre astronomique de Gassendi. P., 1936; Bloch O. R. La philosophie de Gassendi. La Haye, 1971; Бы­хов­ский Б. Э. Гас­сен­ди. М., 1974; Jones H. P. Gassendi. An intellectual biography. Nieuwkoop, 1981; Brun­dell B. P. Gassendi: from Aristotelianism to a new natural philosophy. Dordrecht; Lancaster, 1987; Sarasohn L.T. Gassendi’s ethik. Ithaca; L., 1996; Joy L. S. Gassendi the atomist: advo­cate of history in an age of science. Camb., 2002; Taussig S. P. Gassendi: introduction à la vie savante. Turnhout, 2003; Fisher S. Pierre Gassendi’s philosophy and science. Leiden; Boston, 2005.

Вернуться к началу