ГЕ́НРИХ ГЕ́НТСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́НРИХ ГЕ́НТСКИЙ (Henricus de Gandavo; Hendrik van Gent, Henri de Gand) (ок. 1217, Гент – 29.6.1293, Турне), флам. богослов и философ, представитель августинианства. Поч. титул «общепризнанный доктор» (doctor solemnis). Магистр теологии Парижского ун-та (1276–92); архидиакон Брюгге (с 1276) и Турне (1278–79). Гл. работы: «Теологическая сумма» («Summa theologica», или «Summa quaestionum ordinarium»), «Теологические кводлибеты» («Quodlibeta theologica»).
Исходя из идеи сущего (бытия, ens), включающего в себя как воображаемое сущее (res secundum opinionem), так и истинно сущее (res secundum veritatem), существующее или могущее существовать в реальности, Г. Г. считал, что истинно сущее (как действительное, так и возможное) отличается от воображаемого сущего обладанием сущностным бытием (esse essentiae), действительное же сущее отличается от лишь возможного обладанием экзистенциальным бытием (esse existentiae actualis). Однако различие между этими видами бытия (т. е. между сущностью и существованием) не является реальным, как считали Фома Аквинский и его последователи, но имеет только интенциональный характер: оно определяется разл. отношением вещей к Божественному разуму как их формальной причине (Бог изначально знает сущность всех вещей) и к Божественной воле как их производящей первопричине. Г. Г. полагает наличие в человеке двух субстанциальных форм: разумной души и формы человеческой телесности (forma corporeitatis). Свободная воля человека имеет приоритет перед его разумом и может пренебрегать его рекомендациями: предлагаемый разумом объект есть лишь обязательное условие волевого акта, но не его причина.