Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛЬБА́Х

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 366-367

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кротов

ГОЛЬБА́Х (Holbach) Поль Ан­ри (8.12.1723, Эдес­хайм, Гер­ма­ния – 21.6.1789, Па­риж), франц. фи­ло­соф. Иностр. по­чёт­ный чл. РАН (1780). Ро­дил­ся в се­мье нем. ком­мер­сан­та. В 1735–44 жил в Па­ри­же, в се­мье сво­его дя­ди, от ко­то­ро­го по­лу­чил фа­ми­лию и ти­тул ба­ро­на. В 1744–49 изу­чал хи­мию в Лей­ден­ском ун-те. Пе­ре­ехав в Па­риж, при­нял ак­тив­ное уча­стие в соз­да­нии воз­глав­ляв­шей­ся Д. Дид­ро «Эн­цик­ло­пе­дии», для ко­торой на­пи­сал 375 ста­тей. От­кры­тый Г. са­лон стал ме­стом ре­гу­ляр­ных фи­лос. дис­кус­сий ме­ж­ду эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми. В сво­ём осн. соч. «Сис­те­ма при­ро­ды, или О за­ко­нах ми­ра фи­зи­че­ско­го и ми­ра ду­хов­но­го» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral», vol. 1–2, 1770, рус. пер. 1924) – этой, по вы­ра­же­нию со­вре­мен­ни­ков, «Биб­лии ма­те­риа­лиз­ма» – Г. вы­сту­пил сис­те­ма­ти­за­то­ром ма­те­риа­ли­стич. и атеи­стич. идей эпо­хи Про­све­ще­ния. 18.8.1770 кни­га бы­ла пуб­лич­но со­жже­на по при­го­во­ру па­риж­ско­го пар­ла­мен­та.

Ма­те­рия, по Г., – един­ст­вен­ная суб­стан­ция. Дви­же­ние – спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния ма­те­рии. «Все­лен­ная, это ко­лос­саль­ное со­еди­не­ние все­го су­ще­ст­вую­ще­го, по­всю­ду яв­ля­ет нам лишь ма­те­рию и дви­же­ние» (Избр. про­изв. М., 1963. Т. 1. С. 66). Ма­те­рия не со­тво­ре­на, веч­на, есть при­чи­на са­мой се­бя. Всё су­ще­ст­вую­щее в при­ро­де об­ра­зо­ва­но со­че­та­ни­ем мель­чай­ших час­тиц, ко­то­рые Г. име­ну­ет «мо­ле­ку­ла­ми» (ино­гда – ато­ма­ми). Эле­мен­ты ма­те­рии раз­лич­ны по сво­им свой­ст­вам и спо­со­бам дей­ст­вия. В уче­нии о при­чин­но­сти Г. раз­ви­вал свое­об­раз­ную «сис­те­му фа­та­лиз­ма»: всё про­ис­хо­дя­щее в ми­ре не­об­хо­ди­мо, под­чи­не­но по­сто­ян­но дей­ст­вую­щим за­ко­нам при­ро­ды; слу­чай­ных яв­ле­ний нет. В гно­сео­ло­гии он при­дер­жи­вал­ся сен­суа­лиз­ма: ма­те­ри­аль­ные пред­ме­ты, воз­дей­ст­вуя на на­ши ор­га­ны чувств, вы­зы­ва­ют ощу­ще­ния, на ос­но­ве их об­ра­зу­ют­ся мыс­ли и же­ла­ния; вро­ж­дён­ных идей не су­ще­ст­ву­ет.

Гл. мо­ти­вом че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий Г. счи­тал ин­те­ре­сы, важ­ней­ший из них – стрем­ле­ние к сча­стью. Сча­стье со­сто­ит в со­от­вет­ст­вии же­ла­ний че­ло­ве­ка ок­ру­жаю­щей его об­ста­нов­ке, но он не мо­жет его дос­тичь без по­мо­щи др. лю­дей, от­сю­да его за­ин­те­ре­со­ван­ность в со­дей­ст­вии сча­стью ближ­них. Улуч­ше­ние об­ществ. по­ряд­ков Г. свя­зы­вал с дея­тель­но­стью про­све­щён­но­го мо­нар­ха, до­пус­кая, од­на­ко, и воз­мож­ность ре­во­лю­ции как сред­ст­ва уп­разд­не­ния дес­по­тич. фор­мы прав­ле­ния. Спра­вед­ли­вое гос. уст­рой­ст­во долж­но ос­но­вы­вать­ся на об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре.

Ре­ли­гию, по мне­нию Г., соз­да­ли страх, не­ве­же­ст­во и об­ман. Уче­ние о бес­те­лес­ной ду­ше и за­гроб­ной жиз­ни «фан­та­стич­но» и ос­но­ва­но на «про­из­воль­ных до­пу­ще­ни­ях»: не­ма­те­ри­аль­ная ду­ша ни­как не смог­ла бы дей­ст­во­вать на те­лес­ные ор­га­ны. Даль­ней­шее по­зна­ние при­ро­ды при­ве­дёт к ис­чез­но­ве­нию пред­став­ле­ний о бо­гах, а уп­разд­не­нию ре­ли­гии долж­ны со­дей­ст­во­вать так­же от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва и ли­к­ви­да­ция при­ви­ле­гий свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Идеи Г. ока­за­ли влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие ма­те­риа­ли­стич. фи­ло­со­фии.

Соч.: Свя­щен­ная за­раза. Ра­зо­бла­чен­ное хри­сти­ан­ст­во. М., 1936; Пись­ма к Ев­ге­нии. Здра­вый смысл. М., 1956; Textes choisis. P., 1957; Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1963. Т. 1–2.

Лит.: Naville P. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1967; Ко­ча­рян МТ. П. Голь­бах. М., 1978; Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

Вернуться к началу