Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАМЕТРИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Суворов

ЛАМЕТРИ́ (Lamettrie, La Mettrie) Жюль­ен Оф­ре де (25.12.1709, Сен-Ма­ло – 11.11.1751, Бер­лин), франц. фи­ло­соф и ме­дик. Ро­дил­ся в бо­га­той ку­печ. се­мье. Изу­чал тео­ло­гию и ме­ди­ци­ну в Ка­не и Па­ри­же; по­сле по­лу­че­ния в 1733 док­тор­ской сте­пе­ни по ме­ди­ци­не от­пра­вил­ся в Лей­ден, где за­ни­мал­ся под рук. вра­ча Г. Бур­га­ве. Был пол­ко­вым вра­чом; за­бо­лел го­ряч­кой, вёл на­блю­де­ния за сво­ей бо­лез­нью и при­шёл к вы­во­ду, что ду­хов­ная дея­тель­ность че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся его те­лес­ной ор­га­ни­за­ци­ей. В «Трак­та­те о ду­ше» [«Traité de l’âme», др. назв. – «Есте­ст­вен­ная ис­то­рия ду­ши» («Histoire naturelle de l’âme»), 1745, изд. в Гаа­ге] ут­вер­ждал, что ду­ша – все­го лишь функ­ция моз­га и все­го те­ла, а по­то­му смерт­на. По­сле то­го как «Трак­тат» был со­жжён по при­ка­зу пар­ла­мен­та, Л. эмиг­ри­ро­вал в Ни­дер­лан­ды. Здесь он ано­ним­но опуб­ли­ко­вал соч. «Че­ло­век-ма­ши­на» («L’Homme machine», 1747, рус. пер. 1911), ко­то­рое так­же бы­ло пуб­лич­но со­жже­но в Па­ри­же. В 1748 по при­гла­ше­нию прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха II пе­ре­ехал в Бер­лин, где стал при­двор­ным вра­чом и был на­зна­чен чле­ном Ко­ро­лев­ской ака­де­мии на­ук и изящ­ной сло­вес­но­сти; здесь он из­дал свои ра­бо­ты «Че­ло­век-рас­те­ние» («L’Homme plante», 1748), «Жи­вот­ные – боль­шее, чем ма­ши­ны» («Les animaux plus que machines», 1750), «Сис­те­ма Эпи­ку­ра» («Système d’Épicure», 1751). Умер, ис­пы­ты­вая на се­бе но­вый ме­тод ле­че­ния.

Ис­хо­дя из то­го, что «су­ще­ст­ву­ет все­го од­на толь­ко суб­стан­ция и че­ло­век яв­ля­ет­ся са­мым со­вер­шен­ным её про­яв­ле­ни­ем» (Соч. 2-е изд. М., 1983. С. 218–219), счи­тал, что эта еди­ная ма­те­ри­аль­ная суб­стан­ция об­ла­да­ет не толь­ко дви­же­ни­ем и про­тя­же­ни­ем, но и чув­ст­ви­тель­но­стью. Че­лове­че­ское те­ло – это са­мо­за­во­дя­щая­ся ма­ши­на, соз­дан­ная са­мой при­ро­дой, а со­стоя­ния ду­ши все­гда со­от­вет­ст­ву­ют ана­ло­гич­ным со­стоя­ни­ям те­ла. Че­ло­век – это ча­со­вой ме­ха­низм, ко­то­рый за­во­дит­ся по­сред­ст­вом по­сту­п­ле­ния в кровь пи­та­тель­но­го со­ка («хи­ла­са»), об­ра­зую­ще­го­ся из пи­щи. Идеи воз­ни­ка­ют толь­ко то­гда, ко­гда те­ло по­лу­ча­ет впе­чат­ле­ния по­сред­ст­вом ор­га­нов чувств. Функ­цио­ни­ро­ва­ние ра­зу­ма и чувств Л. объ­яс­нял ме­ха­нич. дви­же­ни­ем «жи­вот­ных ду­хов» от пе­ри­фе­рий­ных нер­вов к го­лов­но­му моз­гу и об­рат­но. Л. вы­ска­зы­вал мысль о воз­мож­ном про­ис­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от жи­вот­ных, по­сколь­ку он от­ли­ча­ет­ся от них толь­ко бóль­шим ко­ли­че­ст­вом по­треб­но­стей, а так­же боль­шей сте­пе­нью чув­ст­ви­тель­но­сти, ор­га­ни­за­ци­ей ума и спо­соб­но­стью к вос­пи­та­нию. Со­глас­но ге­до­ни­стич. эти­ке Л. («Ан­ти-Се­не­ка, или Рас­су­ж­де­ние о сча­стье» – «Anti-Sénèque ou Discours sur le bonheur», 1748; «Ис­кус­ст­во на­сла­ж­де­ния» – «L’Art de jouir», 1751), цель жиз­ни – чув­ст­вен­ное на­сла­ж­де­ние, при этом сле­ду­ет стре­мить­ся до­ста­вить боль­ше удо­воль­ст­вия те­лу, чем ду­ше. Из­на­чаль­но че­ло­век ро­ж­да­ет­ся злым, а доб­ро­де­тель яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но ре­зуль­та­том об­ществ. вос­пи­та­ния. Наи­луч­шим гос. уст­рой­ст­вом Л. счи­тал про­све­щён­ный аб­со­лю­тизм.

Соч.: Œuvres philosophiques. P., 1796. Vol. 1–3; Textes choisis. P., 1954; Соч. 2-е изд. М., 1983.

Лит.: Du Bois-Reymond E. La Mettrie. B., 1875; Poritzky J. F. J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke. B., 1900; Lemée P. J. O. de La Mettrie. P., 1955; Mendel L. La Mettrie... Lpz., 1965; Бо­гу­слав­ский В. М. Ла­мет­ри. М., 1977.

Вернуться к началу