Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОСЦЕЛИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 708

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОСЦЕЛИ́Н (Roscellinus Compendiensis, Rucelinus) Ио­анн (ок. 1050, Ком­пь­ень – ок. 1120, Бе­зан­сон), ср.-век. фи­ло­соф и бо­го­слов, счи­таю­щий­ся соз­да­те­лем край­ней фор­мы но­ми­на­лиз­ма. Учил­ся в Ком­пь­е­не, где стал ка­но­ни­ком, за­тем, воз­мож­но, в Суа­со­не и Рейм­се. Пре­по­да­вал ло­ги­ку в Ту­ре, Ло­ше, где его уче­ни­ком был П. Абе­ляр, и Бе­зан­со­не. Со­хра­ни­лось его пись­мо к Абе­ля­ру, по­свя­щён­ное уче­нию о Троицe. Др. све­де­ния о Р. по­черп­ну­ты из со­чи­не­ний его про­тив­ни­ков, в осо­бен­но­сти Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, по сви­де­тель­ст­ву ко­то­ро­го Р. ут­вер­ждал, что ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют толь­ко еди­нич­ные ве­щи, а об­щие по­ня­тия – это име­на со­во­куп­но­стей ве­щей, ре­аль­ные лишь в ка­че­ст­ве «зву­ча­ний го­ло­са» (flatus vocis). В со­от­вет­ст­вии с этим три Ли­ца в Бо­ге – это три отд. суб­стан­ции, а их един­ст­во су­ще­ст­ву­ет толь­ко как то­ж­де­ст­во их в от­но­ше­нии во­ли и мо­гу­ще­ст­ва. По­сле осу­ж­де­ния уче­ния Р. о Трои­це на со­бо­ре в Суа­со­не в 1092 Р. был вы­ну­ж­ден от­речь­ся от не­го.

Лит.: Picavet F. Roscelin. Philosophe et théolo­gien d’après la légende et d’après d’histoire. P., 1911.

Вернуться к началу