Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКЕПТИЦИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 340-341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Микешина

СКЕПТИЦИ́ЗМ (греч. σϰεπτιϰός – ищу­щий, рас­смат­ри­ваю­щий, ис­сле­дую­щий), фи­лос. на­прав­ле­ние, соз­дан­ное в 4 в. до н. э. Пир­ро­ном из Эли­ды. Пир­рон прак­ти­ко­вал воз­дер­жа­ние от су­ж­де­ния, «ни­че­го не на­зы­вал ни пре­крас­ным, ни без­образ­ным, ни спра­вед­ли­вым, ни не­спра­вед­ли­вым и во­об­ще по­ла­гал, что ис­тин­но ни­че­го не су­ще­ст­ву­ет… ни­что не есть в боль­шей сте­пе­ни од­но, чем дру­гое», «на вся­кое сло­во есть и об­рат­ное» (Дио­ген Ла­эр­тий, IX, 61, 74). Ан­тич­ные скеп­ти­ки до­ка­зы­ва­ли, что при­тя­за­ния разл. фи­лос. школ на аб­со­лют­ную ис­тин­ность не­пра­во­мер­ны, а ис­тин­ность всех зна­ний от­но­си­тель­на. Пред­ста­ви­тель Сред­ней Ака­де­мии Афин­ской – др. ли­нии С. – Ар­ке­си­лай вы­сту­пал про­тив уче­ния стои­ков о «со­гла­сии», ко­то­рое не га­ран­ти­ру­ет ис­ти­ны, и при­зы­вал к воз­дер­жа­нию от су­ж­де­ний. В Но­вой Ака­де­мии Кар­не­ад из Ки­ре­ны счи­тал вся­кое зна­ние не­дос­то­вер­ным, чув­ст­ва вво­дят нас в за­блу­ж­де­ние, мы мо­жем вос­при­ни­мать не­су­ще­ст­вую­щее – гал­лю­ци­на­ции, сны, ил­лю­зии; об­ма­ны­ва­ет и ра­зум, не спо­соб­ный раз­ре­шить апо­рии, не­об­хо­ди­мо воз­дер­жи­вать­ся от при­тя­за­ний на «аб­со­лют­ную ис­ти­ну», то­гда как раз­ной сте­пе­ни прав­до­по­доб­ные или «ве­ро­ят­но­ст­ные» вы­ска­зы­ва­ния име­ют пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние. Позд­ней­ший пир­ро­низм пред­став­лен Эне­си­де­мом, сфор­му­ли­ро­вав­шим 10 скеп­тич. «тро­пов» («Пир­ро­но­вы ре­чи»), Аг­рип­пой и Сек­стом Эм­пи­ри­ком, ав­то­ром един­ст­вен­ных до­шед­ших от ан­тич­но­го С. со­чи­не­ний («Три кни­ги Пир­ро­но­вых по­ло­же­ний» и «Про­тив учё­ных»). Секст вос­ста­нав­ли­ва­ет в сво­их пра­вах опыт и здра­вый смысл, а не­воз­му­ти­мость (ата­рак­сия) пред­ста­ёт у не­го как ре­зуль­тат воз­дер­жа­ния от дог­ма­тич. су­ж­де­ний.

С. воз­ро­ж­да­ет­ся в 16–17 вв. как об­ра­ще­ние к тру­дам ан­тич­ных фи­ло­со­фов, пре­ж­де все­го Сек­ста Эм­пи­ри­ка, и как даль­ней­шее раз­ви­тие их идей («но­вый пир­ро­низм»). Но­во­ев­ро­пей­ский С. свя­зан пре­ж­де все­го с кри­ти­кой схо­ла­стич. ме­то­дов, дог­ма­тиз­ма, т. н. об­ще­при­знан­ных мне­ний, ори­ен­ти­рую­щих­ся на ав­то­ри­те­ты (Эразм Рот­тер­дам­ский), с вы­со­кой оцен­кой опы­та ан­тич­но­го С. В трак­та­те «Ни­че­го не из­вест­но» (1581) франц. фи­ло­со­фа и вра­ча пор­туг. про­ис­хо­ж­де­ния Ф. Сан­че­са (1552–1623) кри­ти­ку­ют­ся схо­ла­стич. ме­то­ды, экс­пе­ри­мент и кри­ти­ка при­зна­ют­ся един­ст­вен­ным кри­те­ри­ем нау­ки, на­зы­ва­ют­ся осн. пре­пят­ст­вия к по­сти­же­нию ис­ти­ны – не­со­вер­шен­ст­во ор­га­нов чувств, от­ме­ча­ют­ся гра­ни­цы че­ло­ве­че­ско­го вос­при­ятия. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет М. Мон­тень, для ко­то­ро­го фи­ло­соф­ст­во­вать – зна­чит со­мне­вать­ся. Скеп­тич. по­зи­ция Мон­те­ня бы­ла вос­при­ня­та его дру­гом П. Шар­ро­ном, ока­зав­шим боль­шое влия­ние на П. Гас­сен­ди. Вы­со­ко оце­ни­вал идеи Сек­ста Эм­пи­ри­ка П. Бейль, со­че­тав­ший скеп­тич. прин­цип воз­дер­жа­ния от су­ж­де­ний и те­зис о рав­но­силь­ных ар­гу­мен­тах за и про­тив с при­зна­ни­ем «ес­те­ст­вен­но­го све­та» все­об­ще­го ра­зу­ма и аб­со­лют­ной ис­тин­но­сти са­мо­оче­вид­ных ак­си­ом ма­те­ма­ти­ки и ло­ги­ки. Бейль кри­ти­че­ски от­но­сил­ся к сис­те­мам Р. Де­кар­та, Б. Спи­но­зы, Г. В. Лейб­ни­ца. Со­мнения в до­сто­вер­но­сти че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния оп­ре­де­ли­ли гно­сео­ло­гич. кон­цеп­цию Д. Юма, став­шую ис­ход­ным пунк­том но­во­ев­ро­пей­ско­го аг­но­сти­циз­ма (И. Кант; по­зи­ти­визм).

Вернуться к началу