СИ́ГЕР БРАБА́НТСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИ́ГЕР БРАБА́НТСКИЙ (Siger de Brabant, Sigerus de Brabantia) (ок. 1240 – ок. 1284), ср.-век. философ, один из гл. представителей лат. аверроизма. Учился и преподавал на ф-те искусств (ф-те философии) Парижского ун-та. Отд. тезисы учения С. Б. дважды (в 1270 и 1277) осуждались церковными властями. С. Б. пытался апеллировать к папе, но во время пребывания в Орвието, где находилась папская курия, был убит своим «обезумевшим» секретарём. Осн. сочинения: «Вопросы к III книге "О душе"» («Quaestiones in tertium de anima»), «Вопросы о разумной душе» («Quaestiones de anima intellectiva»), «О необходимости и контингентности причин» («De necessitate et contingentia causarum»), «О вечности мира» («De aeternitate mundi»).
Идея С. Б. об автономии философии как чисто рациональной деятельности, посредством которой человек обретает истинное знание о сущем, представляет собой своеобразный вариант «двойственной истины» теории. Так, не отрицая христианского учения о творении, С. Б. считал невозможным в рамках философии опровергнуть «мнения некоторых философов» о вечности мира. К Аристотелю в истолковании Ибн Рушда (Аверроэса) восходит учение С. Б. о едином разуме, общем для всего человечества. Будучи непосредственно созданной Богом субстанцией, всецело отделённой от материи, которая только и является принципом индивидуации, разум в своей познават. деятельности зависит от чувственных восприятий, доставляемых отд. человеком. Но это единство всеобщего разума и отд. человеческого существа является не субстанциальным, а только операциональным («сообразно действию»). Отд. человек не обладает индивидуальной разумной душой, у него есть только чувственная душа, которая смертна. Эта концепция С. Б., несовместимая с христианским учением о бессмертии индивидуальной души и личной ответственности человека, неоднократно подвергалась критике со стороны таких католич. мыслителей, как Фома Аквинский, Альберт Великий, Бонавентура и др.
Взгляды С. Б. оказали влияние на философию падуанской школы, П. Помпонацци, Пико делла Мирандолы и Агостино Нифо.