Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕПУ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 232-233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Малахов, Ю. Н. Попов

СТЕПУ́Н Фё­дор Ав­гу­сто­вич [6(18).2.1884, Мо­ск­ва – 23.2.1965, Мюн­хен], рус. фи­ло­соф, ис­то­рик, со­цио­лог, пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье ди­рек­то­ра пис­че­бу­маж­ных фаб­рик. В 1902–09 изу­чал фи­ло­со­фию в Гей­дель­берг­ском ун-те у В. Вин­дель­бан­да и Г. Рик­кер­та (дис­сер­та­ция об ис­то­рио­со­фии Вл. С. Со­ловь­ё­ва, 1910). В 1910–14 вме­сте с Р. Кро­не­ром, Б. В. Яко­вен­ко, С. И. Гес­се­ном и др. из­да­вал ме­ж­ду­нар. фи­лос. ж. «Ло­гос», вы­сту­пал в рус. про­вин­ции с лек­ция­ми на ис­то­ри­ко-куль­тур­ные, куль­тур­фи­ло­соф­ские и эс­те­тич. те­мы. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не в ка­че­ст­ве арт. офи­це­ра. По­сле Февр. ре­во­лю­ции нач. по­лит­управ­ле­ния во­ен. ми­ни­стер­ст­ва. В 1919–1920 ху­дож. ру­ко­во­ди­тель и ре­жис­сёр «По­ка­за­тель­но­го те­ат­ра Ре­во­лю­ции» в Мо­ск­ве (по­ста­нов­ка «Ца­ря Эди­па» Со­фок­ла и др.). Вы­слан из Рос­сии в 1922. В 1922–25 пре­по­да­вал в Рус. на­уч. ин-те в Бер­ли­не. С 1926 проф. Выс­шей по­ли­тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не, где с 1933 воз­глав­лял Об-во им. Вл. Со­ловь­ё­ва, став­шее од­ним из цен­тров ду­хов­ной жиз­ни рус. эмиг­ра­ции. В 1931–37 уча­ст­во­вал в из­да­нии ж. «Но­вый град» (совм. с Г. П. Фе­до­то­вым и И. И. Фон­да­мин­ским). В 1937 уво­лен на­цис­та­ми с за­пре­том пи­сать и вы­сту­пать пуб­лич­но. В 1946–59 проф. фи­лос. ф-та Мюн­хен­ско­го ун-та; его лек­ции по со­цио­логии рус. ре­во­лю­ции и ис­то­рии рус. сим­во­лиз­ма не­из­мен­но со­би­ра­ли сот­ни слу­ша­те­лей.

Твор­че­ст­во С. прин­ци­пи­аль­но ан­ти­сис­те­ма­тич­но. Раз­мы­вая жан­ро­вые и дис­ци­п­ли­нар­ные гра­ни­цы, С. в сво­их мно­го­числ. по­лу­ху­до­жеств. эс­се ока­зы­ва­ет­ся на гра­ни­це фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­со­фии и со­цио­ло­гии куль­ту­ры. Кни­ги С., за не­мно­ги­ми ис­клю­че­ния­ми, пред­став­ля­ют со­бой сб-ки ста­тей и док­ла­дов, пуб­ли­ко­вав­ших­ся в «Ло­го­се» (1910–13: «Тра­ге­дия твор­че­ст­ва», «Тра­ге­дия мис­ти­че­ско­го соз­на­ния», про­грамм­ная ра­бо­та «Жизнь и твор­че­ст­во» и др.), за­тем в «Со­вре­мен­ных за­пис­ках» (где в 1923–1925 опубл. его фи­лос.-ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Ни­ко­лай Пе­ре­сле­гин», а в 1923–1928 – се­рия очер­ков «Мыс­ли о Рос­сии»), «Но­вом гра­де», «Воз­ро­ж­де­нии», «Вест­ни­ке РСХД» и др. пе­рио­дич. из­да­ни­ях рус. эмиг­ра­ции. Та­ко­вы вы­шед­шие в Бер­ли­не в 1923 сб-ки «Жизнь и твор­че­ст­во» и «Ос­нов­ные про­бле­мы те­ат­ра», а так­же сб-ки «Боль­ше­визм и хри­сти­ан­ская эк­зи­стен­ция» («Der Bol­sche­wismus und die christliche Existenz», 1959), «Дос­то­ев­ский и Тол­стой: Хри­сти­ан­ст­во и со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция» («Dostojewskij und Tolstoj: Christen­tum und soziale Revolu­tion», 1961), кн. «Мис­ти­че­ское ми­ро­ви­де­ние» («Mystische Weltschau», 1964; по­свя­ще­на «рус. сим­во­ли­стам» – Вл. С. Со­ловь­ё­ву, Н. А. Бер­дяе­ву, А. Бе­ло­му, А. А. Бло­ку, Вяч. И. Ива­но­ву). К чис­лу ше­дев­ров С. при­над­ле­жат его ме­муа­ры (рус. ва­ри­ант «Быв­шее и не­сбыв­шее­ся», 1956, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от бо­лее пол­но­го нем. изд. в 3 т. – «Vergangenes und Unver­gängliches», 1947–50).

Осн. им­пульс фи­ло­соф­ст­во­ва­ния С. – тра­гич. рас­со­гла­со­ва­ние «жиз­ни» и «твор­че­ст­ва». «Жизнь» есть со­во­куп­ность всех ма­ни­фе­ста­ций аб­со­лют­но­го, чис­тая не­по­сред­ст­вен­ность, ещё не знаю­щая субъ­ект-объ­ект­ной рас­ще­п­лён­но­сти. В «твор­че­ст­ве» же бы­тие опо­сред­ст­во­ва­но по­зна­ват. уси­лия­ми, аб­со­лют­ное об­ла­че­но здесь в разл. фор­мы куль­ту­ры. За­да­чу мыс­ли С. ус­мат­ри­ва­ет в фи­лос. и ре­лиг. «оп­рав­да­нии» фе­но­ме­на твор­че­ст­ва как по­пыт­ки вы­ра­зить жизнь, т. е. вы­ра­зить не­вы­ра­зи­мое: об­ре­тае­мое в про­цес­се твор­че­ст­ва все­гда не­аде­к­ват­но то­му, что долж­но быть об­ре­те­но. В этом со­сто­ит не­уст­ра­ни­мая тра­ге­дия твор­че­ст­ва.

В пред­при­ня­том им фе­но­ме­но­ло­гич. ана­ли­зе нац.-ре­лиг. кор­ней рус. ре­во­лю­ции С. ус­мат­ри­ва­ет связь «ме­ж­ду бес­фор­мен­но­стью рус­ско­го пей­за­жа, вар­вар­ст­вом му­жиц­ко­го хо­зяй­ст­ва, идей­но­стью и без­дель­но­стью рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, ре­ли­ги­оз­но­стью и ан­ти­на­уч­но­стью рус­ской фи­ло­со­фии», с од­ной сто­ро­ны, и «изу­вер­ским нау­ко­ве­ри­ем и сек­тант­ским фа­на­тиз­мом» рус. ком­му­низ­ма (ле­ни­низ­ма) – с дру­гой. Боль­ше­визм с его «са­та­нин­ским ан­ти­те­из­мом» пред­ста­ёт как «лож­ное на­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни рус­ско­го на­ро­да», пре­одо­ле­ние его воз­мож­но толь­ко «воз­ро­ж­де­ни­ем ве­ры в Рас­пя­то­го» (С. под­чёр­ки­ва­ет при этом аб­со­лют­ность «Хри­сто­вой ве­ры» и от­но­си­тель­ность «всех хри­сти­ан­ских ми­ро­со­зер­ца­ний»).

Соч.: Das Antlitz Russlands und das Ge­sicht der Revolution. Bern; Lpz., 1934; Theater und Film. Münch., 1953; Встре­чи. М., 1998; Быв­шее и не­сбыв­шее­ся. 2-е изд. СПб., 2000; Из пи­сем пра­пор­щи­ка-ар­тил­ле­ри­ста. Томск, 2000; Со­чи­не­ния / Сост., вступ. ст. В. К. Кан­то­ра. М., 2000; Жизнь и твор­че­ст­во: Избр. соч. / Вступ. ст. и ком­мент. В. К. Кан­то­ра. М., 2009; Пись­ма / Сост. В. К. Кан­тор. М., 2013.

Лит.: Hufen Ch. F. Stepun: Ein politischer Intellektueller aus Rußland in Europa: Die Jahre 1884–1945. B., 2001; Ф. А. Сте­пун / Под ред. В. К. Кан­то­ра. М., 2012.

Вернуться к началу