ТРУБЕЦКО́Й
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРУБЕЦКО́Й Евгений Николаевич [23.9 (5.10).1863, Ахтырка – 23.1.1920, Новороссийск], князь, рус. философ, обществ. деятель. Из рода Трубецких, брат С. Н. Трубецкого. Окончил юридич. ф-т Московского ун-та (1885). С 1886 преподавал в Демидовском лицее, проф. Киевского Св. Владимира (с 1897) и Московского (с 1906) ун-тов (в 1911 покинул ун-т в знак протеста против нарушения правительством университетской автономии). Магистерская («Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина», 1892) и докторская («Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского Царства в творениях Григория VII и публицистов его современников», 1897) диссертации. Член Союза освобождения (1903), один из лидеров Конституционно-демократич. партии (с 1905), Партии мирного обновления (с 1906, гл. редактор её печатного органа ж. «Московский еженедельник», 1906–10), Партии прогрессистов (1912–14). Член Гос. совета (1907–08, 1915–17). Один из организаторов Моск. религ.-филос. об-ва памяти Вл. Соловьёва (1905–18) и изд-ва «Путь» (1910–17), существовавшего на средства М. К. Морозовой. В 1918 вошёл в антибольшевистскую организацию «Правый центр», затем в Совет государственного объединения России. В мае 1919 участвовал в Юго-Восточном рус. церковном соборе, принявшем положение о врем. высшем церковном управлении на территории, занятой белыми армиями. Умер от тифа.
Филос. взгляды Т. сложились под влиянием его друга Вл. С. Соловьёва и старшего брата Сергея. Развивая принципы философии всеединства (см. Единое), Т. в гл. труде «Смысл жизни» (1918) утверждал, что человеческое познание возможно только через причастность индивидуального сознания абсолютному, всеобщему сознанию. «Сказать, что есть единая истина, – значит утверждать, что есть единая безусловная мысль обо всём» (Смысл жизни. М., 1994. С. 16). Именно абсолютное сознание, а не абсолютное сущее (как у Соловьёва) есть Абсолют, поскольку сущее может охватывать только то, что есть, в то время как сознание охватывает и бытие, и небытие. Мир и Абсолют находятся в постоянном взаимодействии, при этом время – позитивная характеристика самого Абсолюта. Такой подход позволял оправдать свободу и творчество человека по отношению к божественному всемогуществу. Бог не «предвидит», а непосредственно созерцает человеческие поступки, которые не перестают быть свободными «оттого, что они вечно – перед очами всеединого сознания» (Там же. С. 86). Причина несовершенства и зла – разделённость элементов бытия, происходящая, в частности, из неправильного применения человеком своей свободы. Гл. этическая задача человека – в отказе от «негативной» свободы и подчинении Богу, абсолютному сознанию. Факт явления Иисуса Христа Т. рассматривал не просто как историч. событие, а как онтологич. фактор, обусловливающий принципиальное единство божественного и земного, Бога и человека и в этом смысле «длящийся» в каждом моменте земного времени. Это единство определяет содержание Богочеловечества, движущей силы преображения земного бытия.
В цикле работ, объединённых под назв. «Умозрение в красках» (1915–18), Т. дал филос. анализ рус. иконописи.