Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРРО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кротов

ШАРРО́Н (Charron) Пьер (1541, Па­риж – 16.11.1603, там же), франц. фи­ло­соф и бо­го­слов, пред­ста­ви­тель скеп­ти­циз­ма; уче­ник М. Мон­те­ня. Окон­чив Па­риж­ский ун-т, неск. лет ра­бо­тал ад­во­ка­том, за­тем об­ра­тил­ся к уг­луб­лён­но­му изу­че­нию тео­ло­гии и стал ка­но­ни­ком; был при­двор­ным про­по­вед­ни­ком Мар­га­ри­ты На­варр­ской. Глав­ное со­чи­не­ние – трак­тат «О муд­ро­сти» («De la sagesse», 1601). В ос­но­ве че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти, по Ш., ле­жит са­мо­по­зна­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся пу­тём к лю­бо­му бла­гу. В ду­ше из­на­чаль­но за­ло­же­ны се­ме­на всех зна­ний, по­это­му под­лин­ный муд­рец боль­ше уз­на­ет из ана­ли­за сво­ей ду­ши, чем из книг. Че­рез са­мо­по­зна­ние че­ло­век под­ни­ма­ется к по­зна­нию Бо­га луч­ше и вер­нее, чем че­рез зна­ние обо всём ос­таль­ном ми­ре. Са­мо­по­зна­ние пред­по­ла­га­ет тща­тель­ное изу­че­ние не толь­ко собств. по­ступ­ков, но и са­мых тай­ных мыс­лей, их ро­ж­де­ния и раз­ви­тия, ибо толь­ко это мо­жет по­мочь из­ба­вить­ся от сво­их не­дос­тат­ков. Че­ло­ве­че­ский ра­зум ог­ра­ни­чен, не мо­жет дос­тичь окон­чат. ис­ти­ны, его удел – веч­ные её по­ис­ки. За­блу­ж­де­ния ра­зу­ма час­то про­ис­те­ка­ют из не­дос­то­вер­но­сти чувств, а так­же влия­ния стра­стей и рас­хо­жих лож­ных мне­ний. Важ­ное ус­ло­вие муд­ро­сти – пол­ная сво­бо­да ра­зу­ма, бла­го­да­ря ко­то­рой че­ло­век дол­жен ос­во­бо­дить­ся от вла­сти пред­рас­суд­ков и раб­ско­го сле­до­ва­ния древ­ним ав­то­ри­те­там. Муд­ре­цу, по Ш., долж­ны быть при­су­щи 4 гл. доб­ро­де­те­ли: бла­го­ра­зу­мие, спра­вед­ли­вость, му­же­ст­во, уме­рен­ность. Мне­ние Ш. о том, что мо­раль не вы­во­дит­ся из ре­ли­гии, а ос­но­ва­на на ра­зу­ме, вы­зва­ло со сто­ро­ны кле­ри­ка­лов об­ви­не­ние в ате­из­ме. Сам Ш., од­на­ко, был убе­ж­дён в том, что его фи­ло­со­фия пол­но­стью со­гла­су­ет­ся с ка­то­ли­че­ст­вом, счи­тая лож­ны­ми все су­ще­ст­вую­щие ре­ли­гии, кро­ме хри­сти­ан­ст­ва. Идеи Ш. ока­за­ли влия­ние на П. Гас­сен­ди, Б. Пас­ка­ля, П. Бей­ля и др.

Соч.: Toutes les œuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986.

Лит.: Бейль П. Ис­то­ри­че­ский и кри­ти­че­ский сло­варь. М., 1968. Т. 2; Kogel R. P. Charron. Gen., 1972; Adam M. Études sur P. Charron. Talence, 1991; Gaiu C. La prudence de l’homme d’esprit: L’éthique de P. Charron. Buc., 2010.

Вернуться к началу