ХОЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОЛИ́ЗМ, в широком смысле – установка на учёт всего многообразия сторон предмета и критика всякого одностороннего подхода. В узком смысле – любые учения, основанные на принципе целостности, выражаемом в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Идеи Х. берут своё начало в философии Гераклита, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и Г. В. Ф. Гегеля и получают новый импульс благодаря революции в биологии. Термин «Х.» введён Я. Смэтсом в его кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Исходя из идеи биологич. витализма и спец. теории относительности, Смэтс трактовал целое как центр. понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Высшая форма органич. целостности – человеческая личность. По Смэтсу, целостность как органич. мировая субстанция нерасчленима и непознаваема, в отличие от др. аспекта сущего – механич. структурности, являющейся предметом науки. Х. свойствен целому ряду филос. концепций развития, воспринявших, в частности, идеи «творческой эволюции» А. Бергсона, «философии процесса» А. Н. Уайтхеда. Х. противостоит как механицизму, так и антропоморфизму в описании реальности. Онтологич. Х. подчёркивает примат целостностей перед отд. феноменами, методологич. Х. строит объяснение отд. феноменов через их отношение к целостностям.
Идеи Х. развивали Дж. С. Холдейн («The philosophical basis of biology», 1931), А. Мейер-Абих («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934; «Hauptgedanken des Holismus», 1939–1941) и др. На принципе Х. построен ряд фундам. положений самых разных учений – гештальтпсихологии; системного подхода; синергетики и теории сложности (с их понятиями хаоса, эмерджентности, антиредукционизма, автопоэзиса, самоорганизации); физич. онтологии (амер. физик Д. Бом, 1917–92); феноменологии Э. Гуссерля; лингвистики и философии языка (семантический холизм Г. Фреге); философии сознания (Х. ментальных состояний); совр. философии науки (тезис П. Дюэма – У. Куайна о невозможности опровержения или подтверждения науч. гипотез по отдельности, но только в рамках общей теории; тезис Т. Куна – П. Фейерабенда о несоизмеримости теорий); социальной философии (от Э. Дюркгейма до социального функционализма Н. Лумана), где Х. противостоит индивидуализму методологическому. Совр. Х. постепенно распространяется на все области знания, включая экологию, медицину, нейронауку, архитектуру, экономику, антропологию и теологию.