ЭТНОМЕТОДОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭТНОМЕТОДОЛО́ГИЯ, направление в социологии, использующее методы этнографии и социальной антропологии в качестве общей методологии социальных наук, разновидность интерпретативной социологии. Основатель Э. – Х. Гарфинкель («Исследования по этнометодологии», 1967, рус. пер. 2007). Идейными истоками Э. являются феноменологическая социология, экзистенциализм, культурная и социальная антропология, герменевтика.
Предмет Э. – способы организации и структуры повседневной жизнедеятельности людей и социального взаимодействия, прежде всего скрытые, неосознаваемые механизмы социальной коммуникации между людьми, формы которой сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. При этом Э. понимает язык повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразит. движений, ритуал и даже молчание. В центре внимания Э. – существующее, наряду с вербальной коммуникацией, неявное знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их («фоновые ожидания»). Социокультурная реальность рассматривается в Э. как поток неповторимых, уникальных событий и ситуаций, значения которых, конструируемые в ходе речевой коммуникации, всегда релятивны, не завершены, соотносимы с личностно-индивидуальными особенностями её участников.
Э. принципиально отвергает разрыв между субъектом и объектом описания. Поэтому социологич. исследование должно быть ориентировано на взаимную соотнесённость исследователя и исследуемого, их обоюдную включённость в контекст повседневного общения и разговора. Для Э. принципиальным является различение двух типов суждений – индексных и объективных. Индексные выражения характеризуют уникальные объекты в конкретной ситуации. В роли индексов могут выступать, напр., указательные и личные местоимения, пространственно и темпорально относительные выражения типа «здесь», «там», «справа», «слева», «далеко», «близко», «раньше», «позднее», «сегодня», «завтра» и т. д., понятные лишь в контексте конкретных обстоятельств. Объективные выражения вторичны и описывают общие свойства объектов независимо от контекста их употребления: объект выступает в них представителем класса, типа, группы явлений. Науч. знание представляет собой, согласно Э., объективацию индексных выражений, производную от повседневного опыта. Индексные выражения неустранимы полностью ни в разговорном, ни в научном языках. Основываясь на данных логики и лингвистики о невозможности полной «деконтекстуализации индексов», Э. исследует правила приписывания значений («рационализации индексов»). С этой целью в рамках программы Э. осуществляется изучение повседневных разговорных взаимодействий. Практика интерпретации повседневных бесед рассматривается как ключ к пониманию механизмов социальных коммуникаций. Осн. задачей социологич. исследования становится выявление того, какой смысл люди вкладывают в социальный порядок, как они осознают, изменяют и сохраняют его.
Лит.: Ethnomethodology: Selected readings. Harmondsworth, 1975; Ethnomethodologie: Beiträge zu einer Soziologie des Alltagshandelns. 2. Aufl. Fr./M., 1979; Handel W. H. Ethnomethodology: how people make sense. Englewood Cliffs, 1982; Hilbert R. A. The classical roots of ethnomethodology: Durkheim, Weber and Garfinkel. Chapel Hill, 1992; Benson D., Hughes J. A. The perspective of ethnomethodology. Ann Arbor, 1995; Talk and social structure: studies in ethnomethodology and conversation analysis / Ed. by D. Boden, D. Zimmerman. Camb., 2003; Ten Have P. Understanding qualitative research and ethnomethodology. L., 2004; Heritage J. Garfinkel and ethnomethodology. Camb., 2008. См. также лит. при ст. Гарфинкель Х.