ЭМАНА́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМАНА́ЦИЯ (от позднелатинского emanatio – истечение, распространение), филос. понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э. – нисхождение, дробление, рассеивание – противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об Э. чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистич. системах (платонизм) учение об Э. как о «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. В неоплатонизме были специально разработаны две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и уму-нусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуалистич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости». Один из наиболее распространённых образов Э. как «истечения» – солнце и солнечный свет (ср. Платон, «Государство» VI 508a–509d) – был воспринят христианским богословием (особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита), а также арабо-мусульманской и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у нем. мистиков 14 в. (Экхарт и др.), у Николая Кузанского.