Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМАНА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 365-366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Шичалин

ЭМАНА́ЦИЯ (от позд­не­ла­тин­ско­го ema­natio – ис­те­че­ние, рас­про­стра­не­ние), фи­лос. по­ня­тие, раз­ра­бо­тан­ное в не­оп­ла­то­низ­ме и оз­на­чаю­щее пе­ре­ход от выс­шей и со­вер­шен­ной он­то­ло­гич. сту­пе­ни уни­вер­су­ма к ме­нее со­вер­шен­ным и низ­шим сту­пе­ням. Как тип раз­ви­тия Э. – нис­хо­ж­де­ние, дроб­ле­ние, рас­сеи­ва­ние – про­ти­во­по­лож­на вос­хо­ж­де­нию, со­вер­шен­ст­во­ва­нию и об­ре­те­нию про­сто­ты и един­ст­ва. Уче­ние об Э. чре­ва­то пан­теи­стич. вы­во­да­ми, хо­тя и не ис­клю­ча­ет транс­цен­дент­но­го по­ни­ма­ния пер­во­ис­то­ка ми­ра. В мо­ни­стич. сис­те­мах (пла­то­низм) уче­ние об Э. как о «ес­те­ст­вен­ной» про­дук­тив­ной си­ле пер­во­на­ча­ла, «не­воль­но» про­из­во­дя­щей низ­шее от пре­из­быт­ка твор­че­ской мо­щи, объ­яс­ня­ет по­яв­ле­ние зла в ми­ре: зло есть от­сут­ст­вие бла­га, и оно не­из­беж­но по­то­му, что уже пер­вое по­ро­ж­де­ние об­ла­да­ет мень­шим со­вер­шен­ст­вом по срав­не­нию с пер­во­прин­ци­пом. В не­оп­ла­то­низ­ме бы­ли спе­ци­аль­но раз­ра­бо­та­ны две кон­цеп­ции, до­пол­няю­щие по­ня­тие Э.: не­из­ме­няе­мость выс­ше­го при по­ро­ж­де­нии низ­ше­го; воз­вра­ще­ние низ­ше­го к пер­во­ис­то­ку (Еди­но­му и уму-ну­су), воз­мож­ное в чув­ст­вен­ном ми­ре толь­ко бла­го­да­ря во­ле к пре­одо­ле­нию ото­рван­но­сти ду­ши от её умо­по­сти­гае­мой «от­чиз­ны». В дуа­ли­стич. сис­те­мах (пи­фа­го­ре­изм, гно­сти­цизм) Э. обыч­но про­во­ци­ру­ет­ся соз­на­тель­ным ак­том пред­веч­ной «дер­зо­сти». Один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных об­ра­зов Э. как «ис­те­че­ния» – солн­це и сол­неч­ный свет (ср. Пла­тон, «Го­су­дар­ст­во» VI 508a–509d) – был вос­при­нят хри­сти­ан­ским бо­го­сло­ви­ем (осо­бен­но в со­чи­не­ни­ях Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та), а так­же ара­бо-му­суль­ман­ской и ев­роп. ср.-век. мыс­лью. К пан­теи­стич. вы­во­дам кон­цеп­ция Э. при­ве­ла Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ну; её влия­ние не­со­мнен­но у нем. мис­ти­ков 14 в. (Эк­харт и др.), у Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го.

Вернуться к началу