ГИ́БСОН
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́БСОН (Gibson) Джеймс Джером (27.1.1904, Мак-Коннелсвилл, штат Огайо – 11.12.1979, Итака, штат Нью-Йорк), амер. психолог, основатель экологич. подхода в психологии восприятия. Учился в Сев.-Западном (Чикаго) и Принстонском (1922–28) ун-тах. Под влиянием К. Коффки обратился к исследованию восприятия в русле идей гештальтпсихологии. В годы 2-й мировой войны, отвечая за отбор и тренировку курсантов лётных училищ и работая с тестами на восприятие пространства и движения, Г. открыл целостные динамич. признаки (градиенты) изменений оптич. потока, информирующие наблюдателя о его движениях в среде.
С 1949 проф. Корнеллского ун-та (Итака, штат Нью-Йорк). Гл. работы, заложившие основу экологич. подхода к проблемам восприятия, познания и действия: «Восприятие зрительного мира» («The perception of the visual world», 1950), «Чувства, рассматриваемые как перцептивные системы» («The senses considered as perceptual systems», 1966) и «Экологический подход к зрительному восприятию» («The ecological approach to visual perception», 1979, рус. пер. 1988). В отличие от традиц. взгляда на восприятие как результат интерпретации ощущений, из которых оно складывается, Г. развивает представление об исходной истинности и непосредств. характере восприятия («прямое восприятие»), утверждая, что любому, сколь угодно сложному свойству воспринимаемого объекта всегда можно поставить в прямое соответствие некоторую характеристику физич. потока энергии, воспринимаемой субъектом. Г. рассматривает восприятие в условиях реального, информационно насыщенного окружения и непременной активности самого наблюдателя. Задача экологич. подхода – поиск таких инвариантных аспектов окружения (возможностей, англ. affordances), которые способны «поддерживать» определённые действия организма. Так, градиенты величины и плотности «поддерживают» поступат. движения вперёд, плоские и жёсткие горизонтальные поверхности – присаживание, клавиатура компьютера – печатающие движения пальцев и т. д. Экологич. подход Г. оказал влияние на исследования познават. процессов (Э. Гибсон, У. Найссер, Э. Спелке), явившись альтернативой представлениям когнитивной психологии о процессах переработки информации.