ПСИХОФИ́ЗИКА
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОФИ́ЗИКА, отрасль экспериментальной психологии, изучающая связи между величиной ощущения (переживание, возникающее в определённой сенсорной модальности) и соответствующей ему интенсивностью раздражителя, или стимула (к.-л. физич. воздействие). В более широком контексте П. может рассматриваться как наука об измерении ответов организма на воздействия внешней среды.
Основана Г. Т. Фехнером («Элементы психофизики», 1860), сформулировавшим главный психофизич. закон, выражаемый логарифмич. формулой: $R=k \log (I/I_0)$, где $R$ – величина ощущения, $I$ – интенсивность вызвавшего его раздражителя, $I_0$ – величина абсолютного порога ощущения раздражителя данного типа (данной модальности), $k$ – константа. Закон, выведенный Фехнером, основывался на психофизич. закономерности, установленной его учителем Э. Г. Вебером, а до этого франц. физиком П. Бугером (закон Бугера – Вебера): при определении порога различения двух стимулов ($S$ и $S_1$) отношение едва различаемой человеком стимульной разницы ($ΔS$) к величине одного из стимулов ($S$) есть величина постоянная: $ΔS/S=k$. Для измерения порогов сенсорной чувствительности Фехнер разработал три метода – метод миним. изменений, метод ср. ошибки и метод постоянных раздражителей.
В современной П. выделяют два осн. направления: 1) изучение сенсорной чувствительности в связи с оценкой предельных способностей человека (и животных) обнаруживать слабые раздражители или различать незначительные стимульные различия; 2) шкалирование, или построение психофизич. функций, количественно связывающих интенсивность физич. воздействия с величиной соответствующего ему ощущения.
В рамках первого направления в 1950–1970-х гг. были созданы новые методы измерения сенсорной чувствительности (напр., метод «да–нет», метод двухальтернативного вынужденного выбора, метод оценки уверенности). С их помощью, в отличие от классических трёх методов Г. Т. Фехнера, оценивается не только эффект физич. воздействия раздражителя, но и собственная активность наблюдателя, изучаются эффекты воздействия на наблюдателя как сенсорных (энергии физич. стимулов), так и несенсорных (субъективные ожидания, предпочтения, влияние штрафов или наград) факторов.
В рамках второго направления амер. психолог С. Стивенс (1906–73) выделил 4 типа уровней измерения – шка́лы наименований, порядка, интервалов и отношений. Первые две шкалы неметрические (на них не устанавливаются количественные отношения), две последних – метрические. Представители школы Стивенса выстроили психофизич. функции громкости, высоты тона, тяжести, сладкости и др. Сформулированный Стивенсом вариант осн. психофизич. закона связывал силу ощущения и интенсивность физич. раздражителя степенной функцией: $R=kI^n$, где $n$ – показатель степени, соответствующий стимулам определённой модальности. Стивенс разработал т. н. методы прямой оценки, предполагающие способность человека выносить количественные суждения о величине своих ощущений.
В отличие от этого прямого подхода к шкалированию, амер. учёный Л. Терстоун, используя метод парных сравнений, разработал процедуру косвенного шкалирования, позволяющую строить метрич. шкалу интервалов. Этот подход позволил совр. психологам на основе частоты сравнит. суждений человека о сходстве/различии оцениваемых объектов строить самые разные шкалы (популярности политиков перед выборами, предпочтений товаров, степени воздействия на зрителя произведений искусства и т. п.).
Организованное в 1985 Междунар. психофизич. об-во (International Society for Psychophysics) каждый год проводит междунар. конференцию Fechner’s Day. Важнейшее периодич. издание – «Attention, Perception and Psychophysics» (США).